Родители негодуют в чатах и соцсетях администраций и ведомств, чиновники пытаются разъяснить ситуацию.
Причина возмущения и слухов – прошедшая в официальных СМИ и подхваченная пабликами в соцсетях информация о том, что Алтайский край вошел в число пилотных регионов, где Минпросвещения намерено начать внедрение цифровой образовательной среды. Регионы получат средства из федерального бюджета на реализацию эксперимента в рамках госпрограммы «Развитие образования».
Предыстория
26 июня СМИ опубликовали сообщение, что Минпросвещения подготовило проект постановления, в рамках которого предлагает начать создание и внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) для учебных заведений в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
- Проектом постановления предусматривается проведение с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, - говорится в пояснительной записке к документу.
В документе поясняется, что регионы выбраны экспериментально, однако ЦОС будет впоследствии внедряться на всей территории России – сделать это планируют к 2024 году.
В процессе внедрения планируется создать платформу ЦОС, оснастить образовательные организации необходимой инфраструктурой и разработать контент. Внедрением целевой модели будут заниматься Минпросвещения, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов. Планируется, что ЦОС будет интегрирована с порталом госуслуг.
Скандал с «вечным дистантом» в Алтайском крае набирает обороты
Фото: РБК
Родители не верят
Слишком обтекаемые и общие фразы документа (как и новостей об этом) породили волну негодования среди родителей Алтайского края, которые до сих пор не могут прийти в себя после весеннего «дистанта».
Многим родителям пришлось учиться вместе с детьми, бывало и такое, что вся семья сидела за уроками, потому что, по большому счету, весь дистант на Алтае сводился лишь к раздаче домашних заданий, которые дети должны были как-то сделать сами, осваивая новый материал. И если старшеклассникам, хорошо знакомым с Интернетом и уже умеющим учиться самостоятельно, такой «дистант» еще был по силам, то ученики младших классов и среднего звена ничего без помощи взрослых сделать не могли. И возможный вариант того, что с 1 сентября дети опять будут сидеть по домам у компьютеров (которые не у каждой семьи еще есть) – приводит родителей в шок.
Поэтому в профиль Министерства образования и науки в сети Instagram сразу же поступило огромное количество комментариев от родителей края:
- Все что временно, то навсегда. Вам нужно компьютерами школы оснастить, участвуя в пилотном проекте, а нам родителям спокойствие и уверенность в образовании для наших детей. Сейчас объявят новый карантин и опять сядем на дистанционное обучение, а где нам оборудование взять, кто нас оснастит?
- Дети должны посещать школу... Дистант - это просто ужас...
- Дети и так уже большинство зависимы от гаджетов, а подобные проекты их поглотят совсем. Нормальное общение со сверстниками и педагогами им куда нужнее. Слабо верится, что это все во благо....
- Дайте детям хотя бы научиться говорить правильно. Никакие технологии не заменят живую дискуссию в классе, общение с учителем, зрительный и эмоциональный контакт!
- А что делать ученикам, которые живут не в городе, не в райцентре, а на периферии, где даже порой в школах нет интернета? Про дом вообще молчу, не у всех есть такая возможность. У нас дома, например, интернет есть, живём в райцентре, но скайпа и телефона у ребёнка нет. Как ему заниматься дистанционно? Весной это было нечто, прибегаешь домой и не знаешь за что хвататься: то ли за уроки с ребенком, то ли кушать готовить. Я против такого обучения!
Что говорят в Министерстве образования края
В министерстве отметили, что дистанционное образование и ЦОС – совсем не одно и то же.
- Внедрение цифровой образовательной среды предполагает расширение возможностей личного (непосредственного) взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии. При дистанционном обучении взаимодействие педагога и ученика проходит удалённо, подчеркивают в краевом Минобре.
В апреле этого года в Алтайском крае, как и везде в стране, переход на дистанционное обучение, стал вынужденной мерой. Онлайн-обучение проводилось в школах региона из-за пандемии коронавируса. С 1 сентября все школьники края сядут за парты, и для них начнётся вполне обычный учебный процесс. Эксперимент по внедрению в алтайских школах и колледжах цифровой образовательной среды тоже планируется начать с сентября 2020 года.
Дистанционные курсы, интерактивные уроки и другие материалы рассматриваются как дополнительная возможность развития современного человека, способ повысить ИТ компетенции у ребят. Участие в проекте позволит получить высокоскоростной доступ к интернету, оснастить школы компьютерами и программным обеспечением, получить доступ к образовательным ресурсам.
Ожидается, что в ходе реализации проекта к 2024 году целевая модель ЦОС будет внедрена по всей стране. В рамках апробации школы в регионах-участниках получат высокоскоростной доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности. Школы также будут оснащены компьютерами, программным обеспечением и презентационным оборудованием.
Отмечается, что на негативное восприятие проекта сыграла, конечно, пандемия. Проект был создан еще до этого – тогда, так скомпрометировавший себя термин «дистанционное обучение», имел другой смысл.
Мнение учителя
Учителя тоже не остаются в стороне – ведь работа дистанционно легла целиком на их плечи и им было также тяжело – многим приходилось осваивать новые формы работы, в частности, связанные и с компьютерными технологиями. Не все учителя оказались к этому готовы. Вот мнение одного из педагогов.
- Информация вызывает больше вопросов, чем ответов. Я учитель, и я не понимаю к чему готовиться. Какие компетенции я должна приобрести, чтобы квалифицированно начать работать в новой образовательной среде? С каким оборудованием я должна буду работать на уроке? Интерактивные доски, планшеты, цифровые микроскопы? Что это будет? Как собираются сделать образовательный процесс более прозрачным? Установят камеры в классах? Чтоб все могли видеть работу учителя и детей? Как тогда контролировать, чтоб всё это не утекло в интернет? На уроках случаются разные ситуации и с детьми, и с учителями. Детям бывает плохо на уроке, например, кого-то вырвало прямо на парту, и всё это может попасть в интернет? Если не камеры в классах, тогда что подразумевают под прозрачностью? Всё и так предельно прозрачно! Как автоматизируют проверку знаний? Тестами? Русский язык может содержать тесты, но сочинения и изложения надо учиться писать. Суть в том, что нет качественных объяснений нововведениям. Поэтому люди не понимают, что происходит. А когда нет подробной информации, для меня лично, это безграмотность и непонимание своих собственных действий. Когда хотят обмануть, всегда используют общие фразы и никакой конкретики!
Новые эксперименты на наших детях?! Кого хотят видеть в подрастающем поколении? Социофобов, послушное стадо, лишенное возможности живого человеческого общения, способного только выполнять набор определенных функций? Или образованный, думающий и умеющий анализировать всё происходящее народ опасен?