Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Старое фото: на Казанке

Откуда у бийской Казанки такое название и правда ли, что там селились исключительно выходцы Казанской губернии?

Старый Бийск, как известно, вырос вокруг территории крепости – она простиралась в пределах от здания бывшей Николаевской гимназии (ул. Советская, 9) до театра и от реки до улицы Льва Толстого. С востока к крепости примыкала часть, известная под названием «Город», с запада – «Форштадт» (предместье). Уже к 60-м годам XIX века к северу от Форштадта стали появляться новые улицы, «новые строения» - так сначала называли эту часть города, которой позднее дали имя Казанка.

По мнению многих бийских старожилов, свое название Казанка получила оттого, что в этой части города селились исключительно переселенцы из Казанской губернии. Однако это не так.

 

С 1830 года Бийск стал центром Алтайской духовной миссии, где располагалась резиденция главы миссии – Архиерейский дом и Катехизаторское училище. Сюда же из Казани была заказана копия с иконы Казанской Божьей матери. В 1885 году она была доставлены в Бийск выпускниками Казанской учительской семинарии. Прибытие такой знаменитой и почитаемой иконы в город произвело огромное впечатление на набожных бийчан. Для иконы была выстроена специальная каменная часовня. И с тех пор близлежащий район вокруг Архиерейского дома жители прозвали Казанкой.

 

Вид на Архиерейский дом 

По старым планам города можно установить границы тогдашней Казанки. На западе она ограничивалась переулком Песчаным, который в то время был городской чертой, жале никаких строений больше не было. Южной границей Казанки, отделявшей ее от основного города, являлась улица Казанская (с 1961 года имени Максима и Николая Казанцевых), параллельно которой шли улицы Пожарная (Метелева), Архиерейская (Шевченко), Самарская, Пантелеймоновская (Короленко), Иркутская, Ростовская и, наконец, Тюремная (Сибирская), являвшаяся северной границей района. Восточной границей Казанки, отделявшей ее от обширной архиерейской усадьбы, являлся переулок Муромцевский. Небольшим застроенным северо-восточным выступом Казанки было место пересечения переулка Муромцевского, Горного и улиц Иркутской и Тюремной.

 

Дальнейший рост населения города, связанный в первую очередь с потоками переселенцев из европейской России дал расширение району Казанки, который продолжал застраиваться к западу от переулка Песчаного. Селились там прежде всего хлеборобы, ремесленники, мелкие хозяйчики, рабочие маленьких полукустарных предприятий. Тут же были расположены кожевенные, кирпичные, свечные мастерские, маслобойни и т.д. Рабочая прослойка значительно выросла ко времени Первой мировой войны, когда к Бийску была подведена железная дорога и в этой части города построены вокзал и железнодорожное депо.

 

Из всех частей дореволюционного Бийска Казанка была самой неблагоустроенной – ее прорезало множество ключей, некоторые из них не замерзали даже зимой. Подземные воды в более низменной части образовывали трясины и болота, по которым невозможно было ни пройти, ни проехать. Фонарей абсолютно не было, и наступлением темноты все погружалось в кромешный мрак.

 

Более того, в этой части города не было ни одного культурного учреждения. Зато было несколько церквей – Архиерейская, Тюремная, Катехизаторская, Казанская часовня и другие, а также располагалась иконописная мастерская. Только в 1915 году в Казанке открыли первую библиотеку, но и в ней преобладала литература религиозно-нравственного содержания.

 

Иконописная мастерская Архипа Борзенкова 

 

Комментарии (3)

1000

Авторизоваться:

Евгений

Спасибо! Отличная познавательная статья, с интересными фотографиями. Хотелось бы продолжения подобных статей про город. Вот про это надо писать больше, а не печатать "простыни" про "пропавших Корчагиных" и прочих "слуг народа", абсолютно не интересных большинству жителей города.

sibirit

у меня отец (1919) начинал работать в этой иконописной мастерской, изготавливал багеты. Его семья жила на Сибирской улице.

Маргарита Чайка

Спасибо. Но вот интересно- где именно была каменная часовня для Казанской иконы? Неужели ничего не осталось, никаких следов?