Бийскому обществу защиты животных «Преданность» муниципалитет выделил подвал здания в центре Бийска. Безвозмездно.
Зоозащитники попросили у города площадь, чтобы вести здесь стерилизацию небродячих животных, и город пошел навстречу. Для чего это нужно и почему не все посчитали такую идею удачной – в этом разбирался «БР».
Подвал для домашних
Здание по адресу ул. Мухачёва, 232/2, хорошо знакомо прежде всего коммунальщикам, домкомам и плательщикам коммунальных услуг. Тут и управляющие компании, и РЭП, и касса приема платежей за ЖКУ.
Теперь же здесь в подвале разместится и еще одна площадка общества защиты животных «Преданность». Согласие на это дали городские депутаты по предложению мэрии, куда обратились зоозащитники. Прежде мы привыкли, что «Преданность» занимается в основном бродячими животными: отлавливает, лечит, содержит в пункте передержки. Сейчас же зоозащитники решили взяться за животных, у которых хозяева есть.
Площадь нужна для создания кабинета по стерилизации животных – главным образом, собак.
– С бездомными животными работа в Бийске ведется успешно, – говорит Екатерина Шаерман, директор ОЗЖ «Преданность». – Но проблема сегодня заключается в другом – в домашних животных, которых владельцы отпускают на самовыгул. Сегодня при выезде на многие заявки на отлов собак мы понимаем, что люди жалуются не на бродячее животное, а на домашнее. Есть сука, которая собирает вокруг себя кобелей – до двадцати особей. Конечно, когда такая свора бродит по району, это у многих вызывает беспокойство. Мы выезжаем на место, а оказывается, что это хозяин отпустил собаку на этот период. Начинаем ее ловить – она забегает домой, на частное подворье. И мы ничего сделать не можем.
В Бийске планируют оказывать льготные услуги по стерилизации животных
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Сколько бродячих животных в Бийске?
Точно на этот вопрос, конечно, никто не ответит, «собачью перепись» у нас не проводили. В «Преданности» говорят, нужно отталкиваться от сравнительных показателей. Есть целая система вычисления, какая популяция бродячих животных может жить на конкретном участке, в городе например.
Для Бийска эта цифра колеблется на уровне одной тысячи особей. Именно столько способно жить на так называемой кормовой базе города – это те источники пищи, из которых животное может прокормиться. Это и открытые баки, и свалки мусора, и те самые косточки, хлеб и остатки ужина, которые оставляют для бродячих животных сердобольные граждане – таких, кстати, зоозащитники называют «кормилицы».
В итоге, пока эта кормовая база существует, численность собак не изменится, вне зависимости от того, как с ними бороться – убивать, отстреливать или травить. В качестве примера приводят 90-е годы, когда изводить бродячих животных стали такими агрессивными способами: собак просто отстреливали. Но меньше их так и не стало.
Раз в полгода одна собака может приносить по десятку щенков, так что восполняться популяция все равно будет. То есть собак меньше, чем способны прокормиться в городе, не будет. Больше – тоже.
Нет денег, есть собака
Как говорят в «Преданности», пока в Бийске, как и в большинстве городов, борьбу ведут с последствиями. Причины – все те же помойки, кормилицы и нестерилизованные собаки, которые регулярно плодятся.
И если с коммунальными проблемами должен бороться муниципалитет, то другие факторы – скорее гражданская сознательность каждого.
Специалисты, занимающиеся отловом собак, говорят, что почти все животные, на которых были жалобы, – либо домашние, либо те, кто был таковыми. Жила собака, а потом либо потерялась, либо стала не нужна, либо была отправлена в «свободную жизнь» уже подросшим щенком, то есть таким, который уже хорошо знаком с человеком. Собак по-настоящему диких в городе совсем немного: они отличаются как раз тем, что сторонятся людей, и поймать таких можно, только стреляя наркозом.
– Если бы собака, по каким-то причинам оказавшаяся на улице, была бы стерилизована, вокруг нее не собиралась бы свора агрессивных кобелей. К тому же это был бы фактор снижения численности бродячих животных, – говорит Екатерина Шаерман. – Но пока на стерилизацию решаются не многие. Дело упирается в стоимость – она может быть на уровне пяти тысяч. Конечно, это много. Особенно для людей малоимущих, а таких много поживает в частном секторе, где почти в каждом дворе – собака. Для собак, владельцы которых относятся к такой категории, мы и хотели бы проводить льготную стерилизацию, потому что понимаем – в коммерческую клинику они не пойдут.
Почти бесплатно?
Идея, в общем-то, хорошая. Но чем обернется дело на практике?
Значит ли, что операции животным будут проводить бесплатно и как в таком случае отделить тех, кому льготная стерилизация животного положена, а кто пришел просто сэкономить средства? Второй вопрос в «Преданности» пока открыт. Возможно, говорят зоозащитники, для этого наладят взаимодействие с соцзащитой.
Что касается оплаты, однозначного ответа тут тоже пока нет. Брать плату за операцию все-таки будут, но лишь за расходные материалы и, возможно, за услуги приглашенного ветеринара, потому что штатного врача в «Преданности» нет. В любом случае зоозащитники заверяют, что стоимость операции у них будет ниже обращения в коммерческую клинику. Однако у ряда депутатов Думы Бийска это вызвало вопросы: если услуги все-таки платные, не получится ли так, что муниципальная площадь, бесплатно предоставляемая городом зоозащитникам, по факту будет использоваться в коммерческих целях?
Другой вопрос: когда бийчане узнают, что в центре города открылась еще одна площадка «Преданности», не приведет ли это к тому, что сюда просто станут подбрасывать животных?
– У нас есть пример Сорокино, где у «Преданности» пункт передержки. Люди просо привозят туда животных и подбрасывают. А потом по поселку бегают своры собак. Я регулярно их вижу, как и людей покусанных, – говорит Сергей Ларейкин, председатель Думы Бийска, депутат по округу № 11, в который входит Сорокино.
В администрации говорят, что выброшенные под дверьми пункта передержки «Преданности» животные – миф, а тех собак, которые бегают по поселку, не дают отловить сами местные жители.
Еще один вопрос: на какие средства будет проводиться ремонт выделенного подвала? Площадь – около 300 квадратов. Здесь большие проблемы с полом – его предстоит настилать. К тому же требуется оснастить кабинет для операций и дневной стационар, где животные будут отходить от наркоза. Также в планах сделать зал для проведения мастер-классов по общению с животными и тренировок. Здесь же планируют проводить пет-терапию для детей-инвалидов, то есть лечение общением с животными. Все это требует средств. В «Преданности» надеются, что часть из них можно будет получить, заявившись на гранты, однако большую часть будут ждать от пожертвователей.
Легко найти. Это называется "Миллионы псу под хвост". И тогда становится ясным все. И гранты и помещения "безвозмездно". Сколько наш бюджет получает на эту безвлзмездность.Или нас обходят стороной на эти цели.