В учебной программе студентов-химиков БТИ есть не только лекции и лабораторные. Очередной семестр четверокурсники провели, соревнуясь с одногруппниками – будущие инженеры старались создать самый прочный стеклопластик.
Соревнования по полимерам на кафедре химической технологии энергонасыщенных материалов и изделий прошли уже во второй раз. Формат и задания не изменились – в течение семестра две команды поэтапно разрабатывают качественный и прочный материал. Сначала студенты синтезируют эпоксидную смолу, анализируют ее свойства и создают на ее основе связующее для склеивания компонентов композитного материала. К веществу добавляют ровинг – тончайшие стекляные волокна и получают образцы стеклопластика.
Соревнования заканчиваются тестом материала на прочность на современном оборудовании Бийского бизнес-инкубатора. Универсальная испытательная машина давит на небольшой образец до тех пор, пока стеклопластик не разрушится. Победителем становится тот, чей образец дольше выдержит давление.
– Можно было просто провести лабораторную работу, но мы решили приукрасить студенческие будни, – рассказал Андрей Ожогин, доцент кафедры химической технологии энергонасыщенных материалов и изделий Бийского технологического института. – Соревновательный дух очень хорошо подстегивает студентов к тому, чтобы работать лучше и качественнее.
Есть и практическая польза – в лабораторных условиях повторяется весь промышленный процесс создания стеклопластика. Студенты получают практические знания, которые легко применят на рабочем месте.
[caption id="attachment_175657" align="alignleft" width="700"] Фото предоставлено Андреем Ожогиным[/caption]Лидер соревнований определился не сразу. На каждом этапе работы множество нюансов, которые влияют на итоговый результат. Студенты могут ошибиться в составлении рецептуры или получить слишком вязкое связующее и создать не самый прочный стеклопластик. В ходе работы участники понимают, что воздействовать на свойства материала можно на каждом этапе. Но и промахи для команд – хороший опыт, они учатся анализировать и наглядно видят, от чего зависят свойства материала.
– Даже если кто-то победил, все равно остается интерес, – отмечает один из участников соревнований Александр Сагединов. – Хочется узнать, почему не получилось. Мы, конечно, ожидали, что получим такой результат. По предварительным расчетам, мы знали, как поведет себя образец.
Команда Александра в итоге заняла 2-е место. После соревнований студент продолжает изучать полимеры. Сейчас он работает над модификацией полипропилена, который занимает 2-е место в мире по объему потребления среди пластмасс.
Представитель команды победителя Александр Клюев тоже не оставил исследований. Студент дальше продолжает работать над этим проектом – тестирует добавки углепластика – материала, используемого в космической отрасли.
– Основная цель ведь была не в соревновании, – говорит четверокурсник. – Мы должны были грамотно все сделать, подсчитать и научиться работать в команде. Знал, что одногруппники умеют работать.
Успешный опыт на кафедре надеются повторить снова, хотя до организации в Бийске всероссийских соревнований пока далеко. Полимерные специальности есть не в каждом вузе, и в основном их изучают в европейской части страны. Приехать в наукогорад хотя бы на несколько дней им будет сложно.
Студенты раздумывают над тем, чтобы участвовать в уже существующем турнире. Например, в крупнейших российских соревнованиях Composite Battle,* где инженеры тоже создают и испытывают готовый продукт из композитов.
*Композит батлл.