Марина Волкова
Купчегень – небольшое село у подножия перевала Чике-Таман, через которое активные любители красот Алтая пролетают на ходу. Если бы они знали, мимо какого чуда пролетают!
А чудо прячется всего в нескольких метрах от Чуйского тракта, и называется оно Центром народных промыслов. Появился этот удивительный объект благодаря не менее удивительному факту: на 500 жителей села приходится более 40 народных мастеров. Народных не по официальному статусу, а по сути: мастера из народа. И слава о них уже не просто перешагнула границы России, а переплыла Атлантический океан и уверенно прошагала по ковбойским штатам США.
А началась эта история с того, что в 80-е годы тогда начинающий мастер Серемей Кунанаков сделал свое первое седло для табунщика. Сколько рабочих лошадок теперь скачут по горным хребтам с его седлами на спинах, точно он сказать не может –
не считал. Но уверен, что настоящая работа началась тогда, как задумался он об украшении своих изделий и стал активно изучать традиции, и не только алтайские. Ездил к шорникам в Тыву, участвовал в мастер-классах в Москве. Затем была программа «Тотемное ожерелье», благодаря чему и обратили внимание на работы Серемея ковбои – семейная чета мистер и миссис Скайхорс – Лорен и Лиза из США.
Сегодня Серемей Кунанаков вспоминает:
– Сначала они к нам приехали, потом мы к ним по приглашению поехали. Несколько мастер-классов прошли в разных мастерских, несколько штатов пришлось для этого проехать. Учились холодному тиснению кожи. Смотрели, как они делают седла, изучали их технологии. Часто и переводчика не было рядом, но понимали друг друга по взглядам. Вернулись домой и решили: сделаем свое, ни на что не похожее седло, чтоб в мире еще такого не было…
Две недели десять мастеров Купчегеня день и ночь трудились над тем, чтобы в мире появилось единственное и неповторимое золотое скифское седло. Золотое не потому, что сделано из золота, а потому что сделано золотыми руками.
Терпеливо ждали его появления все жители села: когда включаются печи для литья в селе, начинает моргать свет – мощность электролиний слабая. Но никто ни разу не возмутился, все понимали – в мастерской создают чудо.
Когда американцы вернулись в Купчегень и увидели то, что создали российские мастера, поняли: мало владеть секретами, ими надо пользоваться! Они увидели «золотое» скифское седло! Почти в каждом рисунке, украшающем седло, присутствует барс – главный дух-хранитель рода Серемея. Тут же грифоны – верные спутники скифов.
Серемей Кунанаков и его помощники – резчики, шорники, валяльщицы войлока, создали не только седло, но и уздечку, подпругу, нагрудник, словом все, что делает скакуна красивым. При этом получилось самое настоящее произведение искусства. Им удалось не просто скопировать мастерство американских ковбоев по холодному тиснению кожи, но и улучшить его. Мало того, ковбойская чета возвращалась домой, в Штаты, пораженная работой чеканного литья с тончайшими, порой микроскопическими линиями рисунков.
[caption id="attachment_155674" align="alignleft" width="800"] Скриншот Бийского телевидения[/caption]– Я сам всю жизнь учусь, и теперь учу этому своих учеников, – поделился с нами секретом своего успеха Серемей Кунанаков. – Все получается методом проб и ошибок. Главное – не останавливаться, идти дальше и дальше… Как там говорят: нет предела совершенству? Мы, потомки великого народа, продолжаем нести знания наших предков, и хочется поделиться этим со всеми.
При этом мастер признается: без поддержки соратников ничего бы не получилось. А это значит, что знакомство с жителями Купчегеня, которые американцам фору дали, продолжится. Ведь у каждого таланта есть своя необычная и часто неожиданная история.
[caption id="attachment_155675" align="alignleft" width="800"] Скриншот Бийского телевидения[/caption]СПРАВКА
Ни у древних греков, ни у ассирийцев, ни у мидян, ни у персов седел не было. Вместо седел они покрывали верховых коней коротким чепраком, обычно ковровым, который удерживался на коне без подпруги, только при помощи нагрудника. Первые скифские седла обнаружены на Алтае в курганах Пазырыка, они состояли из двух сшитых вместе кожаных подушек с мягкой набивкой оленьим волосом. На лошади седла эти укреплялись при помощи двух (верхнего и нижнего) подпружных ремней, имели ремни нагрудный и подхвостный.
Телеверсию медиапроекта «Ну и ну!» смотрите в эфире Бийского телевидения. 16+