Раньше, когда здание по адресу ул. Петрова, 29 было в статусе общаги, тут был порядок, говорят местные, – даже проводился ремонт.
В доме по ул. Петрова, 29, бывшем общежитии котельного завода, Владимир Овчинников проживает уже около 46 лет. Изначально здание проектировали как больницу, нынешние комнаты были кабинетами. Позже его передали котельному заводу, сделали комнаты – в основном, по 16-18 кв.м. А после общежитие перешло городу, в здании остались как муниципальные, так и приватизированные квартиры.
Со временем ни дом, ни его жители, стали никому не нужны.
В любой момент может рухнуть
Еще лет десять назад, общага «жила»: от детишек шум и гам, по вечерам они часто играли в прятки. Двери в комнаты не закрывались совсем, вещи (даже весьма ценные) стояли в коридорах и никто чужого не трогал. На большой кухне на растянутых веревках подсушивали белье. Все стены и пол чистые, крашеные.
Негативные изменения начались с ремонта крыши, считают жильцы.
– Когда с дома сняли статус общежития, нам поменяли кровлю. После этого «ремонта» на крыше, можно сказать, не осталось ни одного живого участка, – экскурсию по общаге корреспондентам«БР» проводит Владимир Овчинников.
Владимир – один из обладателей «благоустроенной» квартиры, то есть с туалетом, раковиной и душем внутри, из 22 комнат такое счастье есть только в двух-трех. Остальные, у кого этого нет, пользуются общими помещениями, состояние которых, прямо скажем, не для брезгливых.
– На крышу положили шифер, и сразу начались проблемы: местами его сорвало, стены стало размывать, кирпич разваливается, – продолжает мужчина. – Конек сорван (место примыкания скатов кровли на верхней точке крыши, – прим.ред.), весь дом желтый стоит, мокнет электропроводка.
Ступеньки на второй этаж из-за повышенной влажности и старости вскоре тоже пришли в негодность, лестницу перекосило.
– У нас нет управляющей компании, никто не берет. Дом в печальном состоянии, ремонт не производится. Никому ничего не надо, – подводит итог Владимир Овчинников.
В доме все квартиры заняты, все жилые, но одни из них сдаются, в других живут пожилые люди. Богатые и сильные – ушли, остались самые незащищенные слои населения.
За стойкость шлакоблочного дома 1953 года постройки радеют только его старожилы. Все дома такого же типа по этой улице, давно пошли под снос: Петрова 31, 33, 35.
Проблемы подбираются к постройке и снаружи: вокруг дома высокие и мощные тополи, некоторые из которых уже давят на кровлю ветками.
– Дом нужно просто привести в порядок, – уверен Владимир. – Он теплый, стены толстые. Но самим не справиться – на площадке, над ступеньками, уже все бежит, потолок в любой момент может рухнуть.
В душ – только в галошах
Средняя квартплата за комнату, не превышающую двадцати квадратов составляет больше двух тысяч рублей. Установить общедомовые счетчики здесь нельзя – в доме все старое, да и «конструкцией не предусмотрено». За тепло платят круглогодично.
Не все жильцы сильно переживают из-за протекающей крыши и душа, почерневшего от плесени. Ирина Львовна всем довольна, она в этом доме уже год. Предыдущие условия пенсионеру-инвалиду казались хуже, когда в Сорокино, в трехэтажном доме, начала заваливаться вентиляция, дом поставили на консервацию и всех распределили по другим квартирам, подходящим под условия соцнайма.
– Мне не спуститься и не подняться, но мне это и не нужно. Ко мне домой приходят соцработники, – рассказывает женщина. – Есть, кто гораздо хуже живет, это еще терпимо.
Елена Побежимова, еще одна «долгожительница» дома по ул.Петрова, 29, с момента приезда в Бийск – почти 20 лет. Сама приобрела комнату и приватизировала.
– Раньше у нас был ЖКО №1, потом нас перевели в управляющие компании, и все от нашего дома отказывались, потому что в него нужно было делать большие вложения. У нас общие кухни, душевые и туалеты, окон в которых практически не осталось.
- Стены в плачевном состоянии, как и все остальное: краны текут, вода льется практически безостановочно.
- Душевую затянуло черной плесенью, в душ приходится ходить в галошах. Дверь туда даже не закрывается, все гнилое, – жалуется Елена.
Посещение туалета – особенная история: кто-то берет «полторашку» с водой, кто-то наливает в ведро – ни бачка, ни смыва у унитаза нет.
Три года назад в доме произошел серьезный пожар: бомжи приходили погреться, деревянная сарайка в подъезде воспламенилась. Жители тогда вовремя вызвали пожарных, и все обошлось. Сложились всем миром, поставили крепкие двери. Но угроза пожара все еще остается, только изнутри – электропроводка очень старая, в сильный ветер здесь даже гаснет свет.
– Своими силами последний раз собрали деньги на счетчик, его заменили, но это все временно, – говорит Елена Побежимова.
Она боится, что в случае чего – ее комната пострадает первой. Вода с крыши бежит рядом с ней, на лестницу, и кирпич постоянно осыпается. Но «жальче» чем себя ей соседок-бабушек – им здесь особенно сложно, многим уже за 80 лет, при этом они как могут, поддерживают порядок, сами дежурят – и пол помоют, все что могут, сделают.
Сделают крышу в 2025 году
В администрации на обращение жителей дома по ул. Виктора Петрова, д. 29 сообщили следующее:
«В рамках краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по ул. Петрова, 29 запланирован на 2023-2025 годы. Решением общего собрания в доме выбран непосредственный способ управления, при котором работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме производятся за счет средств собственников, путем внесения денежных средств на данный ремонт».
В настоящее время формируется пакет документов для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Виктора Петрова, 29.
Как сказал один поэт: " .. таких картин вы сроду не видали и да минует вас такое зло .. ". Отличный репортаж. Особое почтение фотокору. Не приведи Господь по воле судьбы навсегда оказаться в подобном месте.