Афанасий Великий по клевете еретиков был обвинен в убийстве и развратной жизни, но благодаря своим действиям и речам, он добился оправдания
31 января Православная церковь чтит память святителей Афанасия Великого и Кирилла — архиепископов из Александрии. В народе этот день имеет другие названия: «Афанасий-Ломонос», «Афанасий и Кирилл», «Гусиный праздник». Афанасия прозвали Ломоносом на Руси за то, что в его день наступали сильнейшие морозы.
Дата, на которую выпадал праздник, считалась необычной и мистической - ведьмы и ворожеи обычно собирались на Лысой горе, чтобы устроить шабаш. После они делали различные каверзы. Считалось, что в незащищённый дом злые силы могли проникнуть очень легко. Чтобы уберечь жилище от злой силы, крестьяне обходили его и двор с запада по часовой стрелке и били по стенам дома кнутами, а по дверям стучали оглоблями. Чтобы обеспечить более надёжную защиту дому многие прибегали к помощи знахарей, которые заговаривали печные трубы и дымоходы. Считалось, что если дом под "охраной" высших сил, то ведьме вход закрыт. Тогда она цеплялась за колышки, разбивала лоб о заговоренные трубы. По ссадинам, шишками и ранам народ легко определял злодейку.
31 января было принято проводить в тишине и спокойствии, желательно дома: расслабляться, отдыхать и не совершать серьезных дел.
В этот день запрещалось крестить мальчиков, так как они могли не обрести "мужскую" силу. Нельзя переезжать на новое место жительства - в новом доме будут ссоры и скандалы. Нельзя есть с ножа и смотреться в разбитое зеркало - можно добровольно впустить в себя злую силу. Запрещалось допивать за кем-то воду потому, что можно перенести на себя чужие горести.
В Афанасьев день приметы говорили о многом: за окном метель - долгая зима; за окном вьюга - поздняя весна; оттепель - плохое лето и бедный урожай картошки; солнце появилось в полдень - ранняя весна ; солнце и месяц в круге - скорое похолодание; родившиеся 31 января обладают мужеством, они заступники для слабых.
Из Вики: "Магическое мышление - убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических действий или мыслей". "З. Фрейд считал, что м. м. лежит в основе анимизма, религии и суеверий. По мнению антрополога Б. Малиновского, люди с м. м. не желают разобраться в природе вещей и систематизировать имеющиеся знания. По его мнению, потребность в мистике возникает при низкой самооценке, не верят в нее те, кто обладает рациональным мышлением и не боится неуспеха". "В психиатрии м. м. считается нормальным до 3-5 лет и у представителей примитивных культур".