На клумбах у подъездов соседствуют как красивые сорняки так и более прихотливые сорта растений
Девятиэтажный дом по адресу пер. Мартьянова, 59 буквально утопает в цветочных посадках, пышных кустах сирени, миндаля и калины. Каждая клумба – настоящее произведение искусства, потому что здесь сумели «приручить» как любимые сорта всех садоводов, так и дикие, но симпатичные сорняки. Все – методом проб и ошибок, и все это – руками активных жительниц дома.
Здравствуйте, колокольчики!
Опираясь на палочку из подъезда выходит Раиса Филатова, ей уже 85 лет, но она одна из тех, кто продолжает заботиться о красоте под окнами своего дома. Сядет на лавочку, травку рукой потрогает, и обязательно тихо поздоровается с цветами : «Здравствуйте, мои красавицы!». И кажется, что колокольчики кивают ей в ответ, отвечая взаимностью на приветствие.
– У меня в деревне земли было сорок соток – зайду туда, чтобы никакой лишней травинки не было! Люблю землю, не могу без нее, – сознается Раиса Митрофановна. – Буду продолжать за цветами ухаживать, сколько смогу.
Заботу о цветниках и посадках возле дома между собой разделили бийчанки, пожилые дамы, у каждой из них большая зона ответственности. По словам Валентины Гребенкиной, которая живет на Мартьянова с 1978 года, цветами в этом доме занимались всегда только те, у кого было желание и время.
– Когда я молодая была, конечно, не обращала внимания на клумбы: работа, семья и сад. Только с 2015 года начала заниматься участком у дома, скорее, для души, как свободная минутка выдается, – рассказывает Валентина Ивановна. – Люди идут мимо, на работу, ученики в школу спешат, мамы с детьми, смотрят и радуются этой зелени и цветам.
«Главным агрономом» этого двора здесь называют Валентину Копылову, она многому научила «дворовых садоводов»: как садить, как сочетать цветы, как ухаживать.
– Тут пустырь был, как заехали, так я откуда только цветы не брала. И с клумб у завода сколько перетаскала, и полевых цветов, – смеется Валентина Петровна. – Все методом проб и ошибок, плохо растет – убираем. Как у нас тут флоксы «горели», розы цвели!
Эту почву бы, по-хорошему, перелопатить, мечтают активистки. Однако сил на это у них уже нет.
Вместо бурьяна – цветники
Клумбы действительно засеяны очень разнообразно, на одной на лето даже «присоседился» горшечный цветок. За домом, где почти всегда солнечно, высажены растения и кустарники, которым это по нраву. Чуть сложнее приходится цветам на другой, теневой стороне. Никто не пройдет мимо цветущей спиреи, до чего красив, а за ромашками здесь уже специально не следят, они «перебегают» с клумбы на клумбу сами.
Лилии и лилейники, гортензии есть на всех участках, разных цветов, а вот флоксы этой зимой почти все вымерзли. Ирисы – насыщенных тонов и оттенков, общенародные цветочки бархатцы – по краям клумбы. Эхинацея, лихнис прижились в нескольких местах у дома, по весне все фотографируются у форзиции, кустарника, а «цветет калина, аж сердце замирает». До чего красив миндаль в розовом цвету, еще осенью пойдут сентябринки и хризантемы. В любой период – клумба не пустует
Все эти посадки появлялись здесь постепенно, их привозили с садов, из полей, растили из семян, менялись с соседями. У каждой лавочки есть навес, около него сажают вьющиеся растения, которые создают хорошую защиту от солнца.
В этом доме с первого дня, как он построился живет одна из активисток – Лидия Карсакова.
– Я всю жизнь проработала в детском саду, муж на заводе, получили здесь квартиру. Из села Точильного, откуда я родом, начали привозить сюда цветы, – вспоминает она. – Мои любимые цветы – это огоньки, они и в Красной книге есть, у меня их уже восемь кустов тут, цветут, радуют всех окружающих. Конечно, хотелось бы, чтобы молодежь помогала, нас, бабушек, скоро не будет, и цветов, наверное, тоже. Или хотя бы чтобы не рвали, не пакостили.
Помощь бабушкам в посадках никто не оказывает: семена, орудия труда, перчатки – все свое. Шланги для полива, правда, выпросили кое-как, тяжело таскать ведра. На клумбы периодически покушаются романтики и «пьяненькие дядечки».
– Буквально на днях в три часа ночи с одной стороны дома обломали гортензии, которые только начали цвести, – рассказывает Валентина Гребенкина. – Муж услышал, выглянул, прикрикнул на них. А это молодежь была, две пары, хотели девочек, наверное, порадовать.
Спасибо вам за красоту
«Не могу без земли», – говорит Зинаида Светоносова, которая уже пять лет ухаживает за одним из участков у дома. Как и большинство ее соседок, до этого она держала сад.
– Как его продали, потому что не было возможности больше ездить, ухаживать, поняла, что все равно что-то делать. Цветы сюда перевезла с сада, много всяких разных. Но зима нынче коварная была, розы вымерзли, флоксов много погибло, большие белые лилии и оранжевые. Остались астры в основном, но сеем новое, в августе здесь все «гореть» снова будет, – обещает Зинаида Федоровна.
Участки у дома не требуют постоянного внимания, ежедневный полив нужен был только в сильную жару. Пропалывать и окучивать женщины привыкли раз в одну-две недели, ориентируясь на самочувствие.
– Если бы еще это не портили жильцы нашего дома: несмотря на эту красоту, кидают окурки с окошек, какие-то бутылки из-под пива, прямо на грядки, – вздыхает Зинаида Федоровна. – С одной стороны обидно, ведь работаешь для всех, для красоты, а получается, что это не нужно. Кто-то даже говорит: вы воду льете, поливаете тут, а мы платим.
«На такой не удобренной земле что-то мы еще выращиваем», – добавляет Надежда Иванова. Она подметила, что за все 11 лет, что она здесь живет, земля постоянно как будто «выталкивает» строительный мусор.
– Кирпичи, камни, стекло, – перечисляет Надежда Андреевна. – Своими руками все убираем, носим удобрения. Как говорится, терпение и труд – все перетрут. Итог нашего труда – эти цветы. Приятно, радует! А когда прохожие говорят: спасибо вам за красоту, это приятно вдвойне, аж мороз по коже.
Я из тех самых пьяненьких дядечек, более 20 лет назад там недалеко в траве блевал лежал и спал