В «Объединении кумандинцев Алтая» теперь состоит всего около ста человек
Несмотря на постукивание посохом, которым шаман призывает хорошую погоду, во время ежегодного для кумандинцев осеннего праздника плодородия Коча-Кан пошел снег. В двух котлах уже доварилось мясо по традиционным рецептам, и по округе разнесся запах баранины и каких-то специй, приводящий в исступление местных бродячих собак.
– Виталий Васильевич, плов-то делать будем? – обращается к председателю «Объединения кумандинцев Алтая» один из тех, кто отвечает за кухню.
– Думаю, не надо. Куда нам, столько мяса наварили, а гостей мало. Пойдемте в помещение, холодно.
И поддержат, и накормят
Кумандинцы – коренной тюркский народ, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области. «Ку» и «ман» означает «я – лебедь», но часто их называют еще «дети Алтая» и «сыновья гор». Всегда гостеприимные и открытые, они дорожат своими традициями. Ведь без преувеличения можно сказать, что настоящих представителей этой исчезающей народности осталось очень мало. На Алтае кумандинцы проживают в Бийске, в Солтонском и Турочакском районах.
Виктор Кукуев, который на время праздника отвечает за полевую кухню, к каждому гостю идет с радостной улыбкой, уточняя: «Вы на праздник? Вам – к нам!».
– Сегодня мы приготовили тутпаш с тремя видами мяса: говядина, баранина и сарлык – это як из Кош-Агача. Наши братья-теленгиты передали. В конце тесто квадратиками добавляется. В другом котле – чистая баранина. Женщины приготовили кан, кровяную колбаску. Еще можно попробовать косичку, плетеную из внутренностей барашка, – красочно описывает он яства.
Здание, где находится «Центр кумандинской культуры», на ул. Динамовская, 4, в запущенном состоянии. Но участники объединения поддерживают свой второй дом, как могут: протекла крыша – значит, починят, потолок – побелят. Здесь у них свой небольшой музей, и, что самое главное – место для встреч и обучения.
– Привязанность к своему народу «закалялась» у меня с детства. Мы не славянской внешности, но жили всегда среди русских, а вот отец и мать – чистые кумандинцы, – рассказывает Виталий Тебереков, председатель Алтайской региональной общественной организации «Объединение кумандинцев Алтая». – Я стал председателем в 2016 году, и на сегодняшний день веду большую общественную работу и общину, что предполагает здоровый образ жизни, охоту, рыболовство, сбор грибов и ягод. И если в общине всего около десяти человек, в организации – порядка 100 человек, неофициально, я думаю, больше. Люди обрусели, и им уже не так интересно все это. Но всем кумандинцам, которые к нам приходят, мы очень рады: помогаем, поддерживаем наших братьев и сестер.
Почти как могикане
Ежегодный праздник Коча-Кан – повод собраться вместе. Приготовить любимые блюда, накрыть общий стол, петь и играть, рассказывать легенды, которые когда-то предкам, возможно, поведали духи гор.
Один из мужчин облачается в костюм самого духа Коча-Кан – надевает на лицо маску, и идет с посохом к людям, чтобы благословить каждого: пусть у людей будут дети, у скотины – приплод, а в полях – урожай. К чему не прикоснется – так тому и быть! После обязательно проводит обряд очищения огня, вокруг которого все собравшиеся встают в хоровод.
– Шаманом я стал лет 15-20 назад, когда началось возрождение нашего народа, примерно с 1989 года, – делится Владимир Сарочаков. – Одни шаманы лечат, другие ищут что-то украденное, третьи – предсказывают будущее, иные на погоду влияют, как я. Обычно всегда солнышко во время обряда, но в этот раз впервые снег пошел.
Вот так, за несколько часов, погружаешься в эту интересную культуру, прикасаешься к быту.
– Кумандинцы сегодня исчезают. Мы – последние из могикан, – констатирует Виталий Васильевич. – Практически не создаются молодые семьи среди представителей нашей народности. Нас становится все меньше, для развития нужна помощь, чтобы поддерживать историю, культуру, язык. Однако нас только ломают, а мы все равно крепчаем. Потому что есть характер, стержень. Мы есть и будем.
Эзен ок!
Владение кумандинским языком – больная для этой народности тема, потому что его носителей остается все меньше и меньше.
– Это было бы реально, если оставались бы отдельные поселения, где жили только одни кумандинцы. Но мы – среди русского населения. Хотя, бывает, в разговоре выскакивает: «Эзен ок!» (приветствие, – прим. ред.), – говорит Виталий Тебереков.
Кумандинский язык уже занесен в Красную книгу, как исчезающий, с сожалением отмечает Нина Говорухина, преподаватель кумандинского языка и культуры.
С 1997 по 2007 годы для изучения кумандинского языка в управлении образования Бийска выделили время на факультативные уроки в школах №№15 и 31, потому что там училось большее количество кумандинцев. Однако, вскоре все сошло на нет: после основных уроков дети просто уставали и уже не вникали в обучение. Попробовали заниматься с утра, но вскоре стало понятно, что в принципе такое факультативное образование результата не дает.
Даже поздороваться, попрощаться, сказать, как называются основные блюда кумандинцев, теперь могут уже не многие.
– Если перевести дословно название нашего любимого блюда – тутпаш, это «держи и делай». Когда ты держишь руками тесто и отрываешь маленькие лапшички, бросаешь их в котел. Ножом резать нельзя, только руками щипать, – раскрывает небольшие секреты кумандинцев Нина Феофановна. – Красивые платья на наших женщинах «кунек», где «ку» – смотри, и «нек» – на плечо.
Смотреть на кумандинок, действительно, хочется не отрываясь. Они очень любят украшения, на платьях, по воротничку и до подола, нашито много блестящих пуговиц, которые называются «змеиные головки». Блестят, как глаза змеи. На воротничке каури, ракушки, женское начало.
– Можно сказать, что мы – последнее поколение. Я выросла в этнической деревне в Турочакском районе, она называлась Шунорак. Там жили, в основном, одни кумандинцы и немного литовцев. Когда я пошла в школу, вообще русский язык не знала, – откровенно говорит преподаватель. – Сейчас же я хочу приобщить к нашему этносу детей, чтобы они хотя бы понимали основные слова. Председатель обещал, что скоро доску установят для занятий. И мы начнем.









Это и есть глобализация, чем меньше искусственных различий между народами, тем меньше конфликтов.