Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Последние из ку-ман: почему в Бийске исчезает малая народность "людей-лебедей"

«Объединение кумандинцев Алтая»

В «Объединении кумандинцев Алтая» теперь состоит всего около ста человек

Несмотря на постукивание посохом, которым шаман призывает хорошую погоду, во время ежегодного для кумандинцев осеннего праздника плодородия Коча-Кан пошел снег. В двух котлах уже доварилось мясо по традиционным рецептам, и по округе разнесся запах баранины и каких-то специй, приводящий в исступление местных бродячих собак.

– Виталий Васильевич, плов-то делать будем? – обращается к председателю «Объединения кумандинцев Алтая» один из тех, кто отвечает за кухню.

– Думаю, не надо. Куда нам, столько мяса наварили, а гостей мало. Пойдемте в помещение, холодно.

И поддержат, и накормят

Кумандинцы – коренной тюркский народ, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области. «Ку» и «ман» означает «я – лебедь», но часто их называют еще «дети Алтая» и «сыновья гор». Всегда гостеприимные и открытые, они дорожат своими традициями. Ведь без преувеличения можно сказать, что настоящих представителей этой исчезающей народности осталось очень мало. На Алтае кумандинцы проживают в Бийске, в Солтонском и Турочакском районах.

Виктор Кукуев
Виктор Кукуев
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Виктор Кукуев, который на время праздника отвечает за полевую кухню, к каждому гостю идет с радостной улыбкой, уточняя: «Вы на праздник? Вам – к нам!».  

– Сегодня мы приготовили тутпаш с тремя видами мяса: говядина, баранина и сарлык – это як из Кош-Агача. Наши братья-теленгиты передали. В конце тесто квадратиками добавляется. В другом котле – чистая баранина. Женщины приготовили кан, кровяную колбаску. Еще можно попробовать косичку, плетеную из внутренностей барашка, – красочно описывает он яства.

«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Здание, где находится «Центр кумандинской культуры», на ул. Динамовская, 4, в запущенном состоянии. Но участники объединения поддерживают свой второй дом, как могут: протекла крыша – значит, починят, потолок – побелят. Здесь у них свой небольшой музей, и, что самое главное – место для встреч и обучения.

«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Привязанность к своему народу «закалялась» у меня с детства. Мы не славянской внешности, но жили всегда среди русских, а вот отец и мать – чистые кумандинцы, – рассказывает Виталий Тебереков, председатель Алтайской региональной общественной организации «Объединение кумандинцев Алтая». – Я стал председателем в 2016 году, и на сегодняшний день веду большую общественную работу и общину, что предполагает здоровый образ жизни, охоту, рыболовство, сбор грибов и ягод. И если в общине всего около десяти человек, в организации – порядка 100 человек, неофициально, я думаю, больше. Люди обрусели, и им уже не так интересно все это. Но всем кумандинцам, которые к нам приходят, мы очень рады: помогаем, поддерживаем наших братьев и сестер.

Почти как могикане

Ежегодный праздник Коча-Кан – повод собраться вместе. Приготовить любимые блюда, накрыть общий стол, петь и играть, рассказывать легенды, которые когда-то предкам, возможно, поведали духи гор.

Один из мужчин облачается в костюм самого духа Коча-Кан – надевает на лицо маску, и идет с посохом к людям, чтобы благословить каждого: пусть у людей будут дети, у скотины – приплод, а в полях – урожай. К чему не прикоснется – так тому и быть! После обязательно проводит обряд очищения огня, вокруг которого все собравшиеся встают в хоровод.

1 из 28
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Шаманом я стал лет 15-20 назад, когда началось возрождение нашего народа, примерно с 1989 года, – делится Владимир Сарочаков. – Одни шаманы лечат, другие ищут что-то украденное, третьи – предсказывают будущее, иные на погоду влияют, как я. Обычно всегда солнышко во время обряда, но в этот раз впервые снег пошел.

Вот так, за несколько часов, погружаешься в эту интересную культуру, прикасаешься к быту.

– Кумандинцы сегодня исчезают. Мы – последние из могикан, – констатирует Виталий Васильевич. – Практически не создаются молодые семьи среди представителей нашей народности. Нас становится все меньше, для развития нужна помощь, чтобы поддерживать историю, культуру, язык. Однако нас только ломают, а мы все равно крепчаем. Потому что есть характер, стержень. Мы есть и будем.

Эзен ок!

Владение кумандинским языком – больная для этой народности тема, потому что его носителей остается все меньше и меньше.

– Это было бы реально, если оставались бы отдельные поселения, где жили только одни кумандинцы. Но мы – среди русского населения. Хотя, бывает, в разговоре выскакивает: «Эзен ок!» (приветствие, – прим. ред.), –  говорит Виталий Тебереков.

Кумандинский язык уже занесен в Красную книгу, как исчезающий, с сожалением отмечает Нина Говорухина, преподаватель кумандинского языка и культуры.

Нина Говорухина, преподаватель кумандинского языка и культуры
Нина Говорухина, преподаватель кумандинского языка и культуры
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

С 1997 по 2007 годы для изучения кумандинского языка в управлении образования Бийска выделили время на факультативные уроки в школах №№15 и 31, потому что там училось большее количество кумандинцев. Однако, вскоре все сошло на нет: после основных уроков дети просто уставали и уже не вникали в обучение. Попробовали заниматься с утра, но вскоре стало понятно, что в принципе такое факультативное образование результата не дает.

Даже поздороваться, попрощаться, сказать, как называются основные блюда кумандинцев, теперь могут уже не многие.

– Если перевести дословно название нашего любимого блюда – тутпаш, это «держи и делай». Когда ты держишь руками тесто и отрываешь маленькие лапшички, бросаешь их в котел. Ножом резать нельзя, только руками щипать, – раскрывает небольшие секреты кумандинцев Нина Феофановна. – Красивые платья на наших женщинах «кунек», где «ку» – смотри, и «нек» – на плечо.

«Объединение кумандинцев Алтая»
«Объединение кумандинцев Алтая»
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Смотреть на кумандинок, действительно, хочется не отрываясь. Они очень любят украшения, на платьях, по воротничку и до подола, нашито много блестящих пуговиц, которые называются «змеиные головки». Блестят, как глаза змеи. На воротничке каури, ракушки, женское начало.

– Можно сказать, что мы – последнее поколение. Я выросла в этнической деревне в Турочакском районе, она называлась Шунорак. Там жили, в основном, одни кумандинцы и немного литовцев. Когда я пошла в школу, вообще русский язык не знала, – откровенно говорит преподаватель. – Сейчас же я хочу приобщить к нашему этносу детей, чтобы они хотя бы понимали основные слова. Председатель обещал, что скоро доску установят для занятий. И мы начнем.

Комментарии (15)

1000

Авторизоваться:

Это и есть глобализация, чем меньше искусственных различий между народами, тем меньше конфликтов.

Гость
Сережа, а что в малых народностях искусственного? Они вполне себе естественны. А вот, религии и нации, например, это искусственный конструкт.
Ответить
Кумандин
Сережа, Это Этноцид как минимум,а потом всё остальное
Ответить

Не знаю как насчет чистых, а полукровок в Бийске тьма. Сам лично несколько знаю. Может быть просто уникальными себя не считают. Выделяться не стремятся.

Сережа
Гость, Когда кумандинцам начали давать квартиры как малому народу. Кучка чистокровных подсуетилась и стала первым фильтром которые отсеивали "не чистых", тем самым подорвали под собой базу на которую можно было опираться. "Не чистые" не желают больше общаться с "чистыми". Чистых с десяток наберется, фактически кумандинского народа больше нет.
Ответить
Жека
Гость, один из полукровок это Конрад наш, он и немец, и еврей, и татарин, и хозяин, и барин.
Ответить
Гость
Жека, ну а сам-то ты часом не из жидов, не ?
Ответить
Конрад Маюнов
Жека, а ты у нас, значит, чистокровный ариец? Или просто Иван, родства не помнящий и мнящий себя суперрусским?
Ответить
Жека
Конрад Маюнов, я то, наполовину белорусс, наполовину татарин, и еще у меня по отцовской линии в родословной из Казахстана дед мой был двоюродный, так что еще и казах, казахские корни есть у меня. В Караганде мои предки жили по отцовской линии
Ответить
Жека
Конрад Маюнов, ну а что ты у нас не хозяин и не барин? Ты по моему Хозяин Барин, тебе виднее.
Ответить

Это безобразие ! Надо срочно спасать вымирающих местных индейцев ! Доложите Бастрыкину !

А почему Конрада не позвали? Он разве не Кумандинец?

Пусть федералы денег дадут здешнему мэру на мероприятия по сохранению культурного наследия кумандинцев. Поставьте в известность Путина об этой насущной злободневной проблеме.

У меня дед - кумандинец, мама наполовину, а я внешне, даже и близко не стояла... Цыга скорее... Ну, или еврейка... Вот такая генетика. Отей мой - мордвин чистокровный, но на мордву я тоже ничуть не похожа. Дед кумандинец был добрый, креативный, умел все... Фронтовик. Мама и её брат - его черты унаследовали. Хорошие были.

Незнал,что есть такой цент в Бийске. Я ,по мужской линии, кумандинец и мой предок Чендек