Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В ОБЭП рассказали, кто и как обманывает бийчан и государство

Александр Булатов, заместитель начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД России «Бийское»

Правоохранители рассказали, как не угодить на крючок мошенников и как внуки невольно обманывают свою же бабушку

Выявление экономических, коррупционных и налоговых преступлений – основная задача сотрудников ОБЭП. При этом 90 % объема работы занимают вовсе не резонансные и громкие дела о взятках, как может показаться обывателю, а случаи хищений и мошенничества – настоящий бич наших дней. О том, кто и как обманывает бийчан и государство, говорим с Александром Булатовым, заместителем начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД России «Бийское».

Судимость за пару тысяч рублей

– Александр Сергеевич, сегодня все чаще мы слышим слово «дроппинг». Расскажите об этом.

– Да, к сожалению, сегодня это опасное явление становится распространенным. Молодежь, подростки массово предоставляют неизвестным свои банковские карты для вывода денег. Какие только истории мы не слышали! Например, якобы потом эти карты используются блогерами, которые на них перечисляют свои миллиарды, чтобы дробить доходы. Пытаешься вразумить. Объясняешь, не будут огромные суммы дробить для вывода по 10 тысяч рублей. Это сколько карт нужно, сколько людей и как потом эти деньги собирать?

– Карты используют при мошенничестве?

– Конечно. Получается, вот эти молодые люди помогают обманывать свою же бабушку.

– Такие предложения получают в сети?

– Не только. Иногда кто-то из знакомых предлагает вот так «подзаработать». Таких «друзей» иначе как паразитами не назовешь. Они буквально паразитируют в молодежной среде, уговаривают одного, второго, рассказывают, что это нужно для операций с криптовалютой или еще для чего-то. И многие соглашаются.

– Они передают сам физический носитель, то есть карту?

– Карту, доступ в личный кабинет банка. По сути, это продажа платежных средств. Это уголовное преступление. Есть отдельная статья УК «Неправомерный оборот средств платежей», наказание по которой – вплоть до лишения свободы. И это нужно четко понимать: передал свое платежное средство третьему лицу – уже совершил незаконную операцию.

– Из каких семей такие дети?

– Из разных, в том числе из вполне благополучных. Кто-то им предложил передать свою карту за 2–3 тысячи рублей – они и согласились, захотелось лишних карманных денег, а в итоге они участвуют в тяжком преступлении.

– И как бороться с таким явлением?

– Пытаться достучаться. Они еще дети, не понимают, что с них потом могут попытаться взыскать те средства, которые жертвы мошенников перевели на их карту. Мы проводим много встреч с молодежью, рассказываем им о дроппинге, чем это грозит.

Вот представьте. Молодой человек внезапно узнает, что с него требуют несколько миллионов. А он свою карту еще три года назад передал кому-то и давно про нее забыл. А ведь при расследовании дел о мошенничестве выходят именно на него. Прокуратура от лица потерпевших обращается в суд. И почти наверняка дело обернется судимостью. И как потом в вуз поступать, на работу устраиваться?..

Директора с помойки и несуществующие дети

– Поднимем схожую тему. Часто ли у нас выявляют фиктивных руководителей предприятий и прочее?

– Такое случается. Эту работу активно ведут налоговые органы и, когда замечают подозрительные случаи, передают их нам для проверки. И действительно, нередко оказывается, что, если преступление совершается от имени какого-то юридического лица, как правило, руководитель является номинальным, подставным. Это распространенная практика.

– А по факту кем оказываются такие «директора»?

– Как правило, это те, кто ведет асоциальный образ жизни. Их буквально чуть ли не с помоек подбирают, спрашивают, есть ли паспорт, и предлагают заработать. Те «создают» фирмы, открывают на себя счета, предоставляют к ним доступ третьим лицам и прочее. И это частое явление. В центрах адаптации, если смотреть документы, каждый второй – успешный человек с собственным бизнесом.

– Это наказуемо?

– Конечно. Судебная практика по таким делам уже сложилась, особенно за последние три года. А вот еще лет десять назад до судебных разбирательств дела доходили единично. Сегодня счет идет на десятки. С этим явлением активно борются, законодательство совершенствуется.

– Я знаю, что есть дела и с фиктивными детьми для получения материнского капитала.

– Точнее, с детьми, которых вообще никогда не существовало. Дело в том, что есть упрощенная процедура регистрации детей, которые были рождены на дому. Самого ребенка для этого предъявлять не нужно – достаточно свидетеля, который подтверждает, что вот эта женщина на днях родила ребенка. Получают свидетельство о рождении. Многие получают такие свидетельства в крупных городах, где схема уже отработана. Затем некоторые даже якобы с этим ребенком обращаются, например, в клиники. Ребенка берут у кого-то из знакомых. Зато на руках есть справка, что за малышом следят, показывают врачам и прочее. Потом, правда, такие «мамы» обленились и стали делать справки в фотошопе.

Поскольку те, кто таким способом промышляет, как правило, не расписываются официально со своими супругами, то они на этого «ребенка» еще и различные выплаты получают.

– И до какого момента можно «растить» такого «ребенка»?

– Часто к такой схеме прибегают люди, которые ввиду национальных традиций ведут несколько отличный от большинства образ жизни. Так что отсутствия такого «ребенка» могут довольно долго не замечать. Учитывая, что применять такую схему стали давно, через пару лет такие «дети» подрастут и начнут брать кредиты.

– А выявить такие случаи реально?

– Конечно, мы этим и занимаемся. Буквально отслеживаем семьи, которые получили такие свидетельства о рождении. В Бийске, например, на десяток семей, в которых якобы были домашние роды, лишь в одной реально появился ребенок. Семья приняла такое решение по своим убеждениям. В остальных случаях – та самая история, о которой я говорил ранее.

Выпить и покурить

– Многие помнят, как еще лет пять назад по всему городу висели объявления о продаже явно контрафактных сигарет по цене ниже, чем в магазине. Сегодня эта проблема по-прежнему актуальна?

– Тех, о ком вы говорите, мы тогда поймали, они понесли наказание. Действительно, их бизнес был массовым, поставленным на поток. Семья организатора жила в одной квартире, а соседняя, однокомнатная, была полностью забита сигаретами. Продукция была изъята и уничтожена.

Мы отслеживаем рынок, прежде всего точки продажи алкогольной и табачной продукции. Это основные лидеры на рынке контрафакта. Но о таких объемах, как прежде, речь уже не идет. Было время, когда контрафактную продукцию везли целыми машинами. Сегодня это скорее единичные случаи.

Сейчас посмотрим, что будет с вейпами. Эта продукция пока не запрещена, но она обязательно должна маркироваться, то есть проходить регистрацию в системе «Честный знак».

– А в целом, когда мы говорим о контрафакте, скажем, тех же сигарет, – это настоящая продукция, которая не прошла растаможивание, или попросту подделка?

– Как правило, это подделка под какой-то известный бренд. Но бывает и так, что продают сигареты бренда, продукции которого вообще не должно быть на территории России, то есть официальное производство отсутствует. Даже выдуманные названия встречаются.

По большому счету, что такое сигареты? Бумага и табак. Сигареты, которые продают нелегально, – это тоже бумага и табак. Другое дело, какого он качества. В любом случае нужно понимать: покупая дешевые сигареты, вы однозначно покупаете контрафактную продукцию. Настоящая не может стоить дешево – значительную долю стоимости товара составляет акциз государства. Также и с алкоголем. Да, настоящий дороже, но печальные истории об отравлениях, которые мы регулярно слышим из разных регионов, должны чему-то научить.

– Такие кустарные производства располагаются где-то в той же местности, где и происходит продажа?

– Обычно такие «заводы» расположены на территории России. Вот в июле было направлено в суд уголовное дело в отношении бийчанина, который организовал подпольный цех по производству водки прямо у себя в гараже. Мы изъяли около 10 тысяч бутылок. К слову, экспертиза показала, что качество водки действительно было неплохим – он даже воду специальную для производства закупал.

– Как сбывают такой товар?

– Если взять пример с водкой из бийского гаража, там покупатели находились «по знакомству». Один купил – рассказал другому, тот – третьему. Так набиралась целая цепочка.

– Можно предугадать реакцию читателей: так в чем виновен «производитель»? Качество товара соответствующее, цена невысокая. Казалось бы, потребителю только плюсы.

– Нелегальный рынок – он потому и нелегальный, что не контролируется. Да, получить лицензию на выпуск алкогольной продукции сложно, но это дает уверенность, что вот эта конкретная продукция (безусловно, вредная для здоровья) не приведет к трагическим последствия, как с сочинской чачей. Всегда нужно помнить: покупая нелегальный алкоголь, вы всегда берете кота в мешке. А если это будет метил? Отравление, слепота…

На полном доверии

– Казалось бы, не так давно была эпоха финансовых пирамид, полстраны потеряло на этом деньги. Сегодня буквально из каждого утюга звучат приглашения начать зарабатывать на криптовалюте, но в итоге такие «вложившиеся» оказываются в сводках правоохранителей. Кто попадается на новые уловки?

– Это обыватели, далекие от экономики, очень часто простые работяги. И, к сожалению, на эти грабли они наступают не в первый раз. Некоторых из тех, кто сегодня пытался «заработать» на криптовалюте, мы видели несколько лет назад – они проходили по делам о финансовых пирамидах или кредитных кооперативах, когда граждан призывали брать кредиты и отдавать деньги в дело под 10 процентов в месяц.

Просто по-человечески их жаль. Но каждый раз я предлагаю им взглянуть на ситуацию критически и задать самому себе вопрос: почему меня, грузчика, решили взять в долю на многомиллионные прибыли при работе с биржами, криптовалютой и прочим? Если человек умеет так зарабатывать, какая у него потребность в вашем участии?

– Есть ли универсальный способ распознать мошенника?

– Первый признак мошенника – вы никогда о нем так не подумаете. Он умеет вызывать доверие. Когда слышишь истории о том, как люди лишились своих денег, невольно думаешь: вы что, были под гипнозом?

Вот пример. Бийчанка уговаривала своих знакомых оформлять договоры купли-продажи на их квартиры, потому что ей было нужно залоговое имущество для того, чтобы взять деньги в долг. Она обещала, что как только проведет свои сделки, вернет квартиры владельцам, а им предлагала за это плату примерно в 50 тысяч рублей. И так она завладела 15 квартирами!

Все эти граждане лишились своего жилья. Нам удалось доказать, что сделки были мнимыми, а ее действия – мошенничеством. Но как можно было рискнуть своим имуществом, которое стоит несколько миллионов рублей, ради 50 тысяч? Конечно, кто-то говорил, что его, например, опоили. Но чаще всего в таких случаях жертвой движет простое желание по-быстрому заработать деньги.

– А есть виды обмана, которые уходят в прошлое?

– Раньше много дел было по обороту фальшивых денег, то есть сбыту. А сегодня эта тема почти сошла на нет. В крупных магазинах такие случаи происходят все реже, а вот в небольших магазинчиках формата «у дома» или киосках такие фальшивки еще сбывают. Нужно учитывать высокую загруженность продавцов, многие берут деньги просто на автомате, в том числе купюры из «банка приколов», на которых так и написано: «не является платежным средством». А визуально они очень похожи.

Но происходят технологические изменения. Например, торговые сети внедряют комплексы, которые позволяют сопоставить, какой именно покупатель дал тут или иную купюру. В системе хранится видео. И нередко оказывалось, что это один и тот же человек сбывал такие купюры. Тут выводы напрашиваются сами собой.

Комментарии (6)

1000

Авторизоваться:

Не метил, а метанол.

"Продукция была изъята и уничтожена" Зачем же было уничтожать крупную партию контрафактных сигарет ? Почему их не передали сво-шным активисткам для комплектации посылок на фронт ?

Гость
Гость, перебьются.
Ответить