Оказавшиеся в равных условиях во время кризиса, одни базы встали на ноги, другие – разрушились
Бийск - город вытянутый вдоль реки. Только в городской черте протяженность Бии – 32 километра. Неудивительно, что интерес к судоходству у нас проявляли всегда, но пик его популярности у простых людей прошелся на советский период. Сегодня в Бийске есть пять лодочных станций. Как и чем они живут - отправились посмотреть корреспонденты "БР", присоединившись к рейдам инспекторов ГИМС (Государственной инспекции маломерных судов).
Было время
Были времена, когда в Бийске, городе на реке, было широко развито судоходство. Грузовые и пассажирские судна были самым популярным средством передвижения бийчан, таким образом можно было легче и быстрее добраться до многих населенных пунктов. Речные путешествия были обычным делом, и жители Бийска часто выбирали именно их. Теперь это история, о которой многие старожилы вспоминают с ностальгией.
И все же ходить по водам Бии и Оби не перестали маломерные суда, находящиеся в частной собственности любителей. С ветерком они и сегодня рассекают водную гладь. Продолжают свое существование и лодочные станции или базы стоянок для лодок, катеров, яхт и другой водной техники.
Рев моторов под костерок
Свою историю бийские лодочные станции ведут с 1960-70-х годов. Их создавали крупные предприятия города, брали на себя все вопросы по оборудованию и дальнейшему обслуживанию.
Каждые выходные работники ФНПЦ «Алтай», БОЗа, ТЭЦ семьями собирались на станциях, чтобы отдохнуть от трудовых будней. Кто-то предпочитал рев моторов, свежие брызги и бурлящие волны, для других было важно спрятаться от мирской суеты, уединившись в густых зарослях с удочкой в руках.
- Хорошие были времена, на берегу отдыхающие раскидывали палатки, разводили костер и пели песни под гитару, - вспоминает о прежней жизни лодочной станции Александр Колесов, председатель базы «ТЭЦ-1» с 1972 года.
Новая жизнь
Так, жизнь лодочных станций кипела каждый год с весны до поздней осени, пока не наступили кризисные времена, выбраться из которых удалось только благодаря энтузиазму, неравнодушию и активной позиции группы единомышленников.
Оказавшиеся в собственности муниципалитета после перестройки станции пришлось выкупать и заново заниматься их оформлением. Сейчас все станции являются некоммерческими партнерствами.
- Все держится на хрупких мужских плечах Александра и его сподвижников, - шутит Игорь Ускорников, начальник бийского инспекторского участка ГИМС, про базу «ТЭЦ-1».
В современном мире маломерные суда становятся популярным увлечением, а прогулки по воде снова входят в моду. Это позволяет лодочным станциям держаться на плаву и плыть дальше по течению.
Свое маломерное судно – это не только материальные затраты, но и огромная ответственность. Владелец обязан его зарегистрировать в качестве транспортного средства, а идя по воде, соблюдать правила, так же как двигаясь на автомобиле.
Как на даче
Еще больше требований предъявляется и к лодочным станциям. Подготовка к ее открытию ежегодно начинается задолго до этой даты.
- Уже весной я переселяюсь сюда и начинаю готовиться к открытию базы. Проверяю техническое состояние пожарных гидрантов, слежу за наличием необходимого количества спасательных кругов, оформляю информационный стенд, журнал учета судов, их выхода-прибытия и так далее, - рассказывает Василий Гаврилин, председатель лодочной станции «Нептун».
«Нептун» - одна из крупных лодочных баз Бийска, протянулась она вдоль берега на 800 метров. Здесь зарегистрировано 46 маломерных судов.
Невооруженным взглядом видно, что к порядку отношение у руководителя базы почтенное – и акватория, и береговая линия и гаражный комплекс в чистоте, зелень аккуратно скошена, а окна расположенных на берегу домиков уютно завешаны шторками.
- У нас спокойно, никаких краж и происшествий на моем веку не случалось, - говорит Василий Александрович.
На «Нептуне» спуск судна на воду происходит по специальным приспособлениям - слипам, а хранятся лодки не у причала, а в гаражах. Поэтому лодочной станции нужна надежная охрана, помогают в этом служебные собаки председателя – бывшего кинолога.
На «ТЭЦ-1», которая уже открыта для судоходства с 20 мая, лодки пришвартовываются к наплавному причалу. Причал собирается весной, оборудуется швартовыми устройствами и привальными брусьями, леерным ограждением трапов и спасательными кругами. На зимовку лодки и катера переезжают в гаражи, расположенные в прибрежной зоне.
На базе имеется и своя штраф-стоянка, куда подтягивают лодки нарушителей закона. Кроме того, здесь владельцы маломерных судов могут пройти и их освидетельствование.
«Чайка» уже не та
- За многие годы совместной работы большая часть лодочных станций Бийска встает на ноги после кризиса, больше людей покупают плавсредства и вступают в партнерства. Но есть у нас и «белое пятно» под названием «Чайка», база-стоянка, находящаяся в Сорокино, - рассказывает Игорь Иванович.
По словам инспектора, построенный по соседству со станцией гаражный кооператив, решили юридически объединить с базой-стоянкой. После этого объединения сама лодочная станция формально перестала существовать, а гаражный кооператив получил название станции.
Станция пользовалась популярностью среди жителей Сорокино, Фоминского и самого Бийска, так как располагается почти у истоков Оби. Десятки судов отчаливались от ее наплавного причала, а наблюдали за акваторией с оборудованной высокой вышки. Неудивительно, что запустение, в котором сейчас находится станция, вызывает у владельцев лодок, годами хранящихся там, волнение и негодование.
Уже в 2020 году база «Чайка» не прошла освидетельствование, а наплавной причал находится в заброшенном и разобранном состоянии.
- Отсутствуют концы Александрова, пожарные щиты, за гаражами - мусор. Никто не контролирует спуск лодок на воду, отсутствует метеосводка. В общем, разруха полная, - рассказывает Дмитрий Ларский, владелец гаража на базе-стоянке. - Мы просили восстановить наплавные причалы, навести порядок на территории, но реакции – ноль. Кроме того акватория и береговая зона постоянно загрязняется от мытья машин, ведь никто не охраняет территорию, любой желающий может спокойно припарковаться на берегу
На обращения бийчан о приведении базы в порядок директор ГСК никак не реагирует. От комментариев «БР» о дальнейшей судьбе лодочной станции директор ГСК также отказался, сославшись на то, что ее просто-напросто не существует.
горстки гаражистов наглым образом захватывают прибрежные территории, огораживают забором и в нарушение всех законов запрещают проход к воде для жителей города, удивляюсь, как эти деятели еще весь пляж на АБ не захватили.