Бийчане просят, чтобы недостроенную часть дома либо завершили, либо разобрали
В Бийске не могут определиться с судьбой недостроенного дома в новом микрорайоне 16а. Строительство здесь остановили еще пять лет назад, а организацию-застройщика признали банкротом.
Заселили быстро
Девятиэтажный многоквартирный дом на девять подъездов по адресу ул. Митрофанова, 2/4, стал долгостроем. Все остановилось на первом этапе строительства.
– Дом наш, вернее три его подъезда, были введены в эксплуатацию в 2016 году, – рассказывает Наталья Сметанникова, жительница недостроя. - Нас, кто шел по программе переселения, очень быстро в него заселили. Кто-то заехал, самостоятельно купив квартиру в новостройке. Изначально все было хорошо, разве что год мы не могли добиться, чтобы нам открыли лицевые счета для оплаты услуг электроснабжения.
Пока люди обживались в новых квартирах, шло строительство четвертого и пятого подъездов. Однако к концу 2017 года жильцы обратили внимание на то, что стройка начала «сдуваться», а в 2018 году и вовсе прекратилась.
– На самом деле, у меня были сомнения и переживания, когда мы покупали здесь квартиру. Но то, что это новые квартиры, район перспективный в плане развития инфраструктуры, перевесило чашу весов. В итоге случилось то, чего я боялась, – говорит Екатерина Щетинина.
Не достроили и бросили
Рабочие вместе с техникой покинули стройку, оставив после себя строительный мусор и зачатки шести недостроенных подъездов. Застройщик объекта - ООО «ПО «Железобетон» имени В.М. Мозырского» - согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в 2020 году было признано банкротом.
– Все, на чем остановились, так и оставили. Балконы в третьем подъезде на стыке с недостроем даже не доделали – боковые стенки кто-то сам поставил, кто-то так и живет. В третьем подъезде условия у людей вообще ужасные – стена, граничащая с недостроенной частью, промерзает. На десятом этаже в ванне и санузле - иней на стене. Расстояние между стеной и недостроенным подъездом всего-то 30 см, – рассказывает Наталья.
Как рассказывают жильцы недостроя, комфортно пережить холодное время года могут не все из них. В первых двух подъездах температура соответствует норме, но вот людям, проживающим в крайнем, в морозы приходится засыпать тепло одетыми. Вместе с этим, как оказалось, заселенная часть дома не подключена к городским тепловым сетям.
– В подвале у нас стоят автономные насосы, которые обеспечивают подачу горячей воды и тепла в квартиры. Если есть электричество, значит, у нас работают насосы и будет тепло, если отключат свет – мы останемся без того и другого. Обслуживание этого оборудования дорогостоящее, что отражается на суммах в наших квитанциях за коммуналку. Как нам говорят, это временно. Когда подключат магистраль в районе, тогда и нас подключат, – рассказывает Наталья.
Уже нужен ремонт
Суммы в квитанциях на самом деле выше средних по городу, высокий расход – на ОДН. Кроме того, с этого года в квитанции стали включать строку взносов на капремонт.
Впрочем, ремонт в уже сданной части недостроя действительно необходим. Жильцы показали, как в квартирах стали образовываться трещины в стенах, а бетонный пол в подъездах разрушается.
– Как только мы узнали, что стройка прекратилась, начали отправлять запросы в администрацию и различные ведомства, в том числе и прокуратуру. В администрации нам отвечали, что застройщика ищут, однако в Минстрое эту информацию не подтверждали, а напротив – от них пришел ответ, что в бюджете это мероприятие не заложено. Мы писали в интернет-приемную президента, после этого нам хотя бы утеплили стену, так как обращения напрямую в мэрию результатов не давали, – продолжала Наталья.
Стройка, которую остановили в 2018 году, как говорят жильцы, даже не была ограждена забором. Тот, что жильцы сами добились, был сделан на скорую руку и уже рухнул. Вокруг заброшенных строений - много опасной арматуры.
– Много было случаев, когда сюда пролезали подростки. Несколько раз из-за травм мы вызывали детям скорую. Мы очень переживаем и из-за кабелей, которые лежат тут повсюду. Детям тут вообще опасно, мы стараемся их не отпускать одних, но погулять здесь негде, – говорит Екатерина.
Страшно по ночам
Другая опасность – воры. Жители пограничного с недостроем подъезда никогда не оставляют балкон открытым – на него легко забраться со стройки.
– Мы даже слышим прекрасно, когда по ночам там лазят, шумят. Вообще, все, что оставалось на стройке ценным, постепенно исчезает – утеплители стащили, арматуру. Вот буквально в субботу ночью кто-то очередной раз позарился на металл. Очень тяжелую арматуру, чтобы не тащить на себе с высоты, скинули вниз и повредили ею нашу теплосеть. До воскресенья все сидели без тепла, потому что в «Бийскэнерго» не сразу смогли помочь. Только после переговоров с нашей управляющей компанией приехали мастера и залатали трубу, – отмечает Наталья.
Даже несмотря на то, что рядом с домом открылся новый детский сад и скоро должны достроить школу, дороги в микрорайоне остаются без покрытия. Зимой, говорят жильцы, не пройти по сугробам, а летом можно задохнуться от пыли. Построить детскую площадку управляющая компания пока не имеет возможности, так как земельный участок, где расположен недострой, до сих пор находится в частных руках.
В поисках правды
Жильцы отчаялись обращаться к властям с просьбой либо продолжить строительство, либо разобрать недострой, и стали жаловаться на бездействие властей в прокуратуру и следственные органы. Так, на последнее из них был получен ответ, в котором обоснованность претензий бийчан была признана – администрации города 10 апреля внесено представление.
Редакция «БР» также направила запросы в администрацию города, Минстрой и Инспекцию строительного и жилищного надзора Алтайского края. Ответ пока был получен от бийских чиновников и Жилинспекции.
Если вкратце сформулировать ответ бийской мэрии, то для того, чтобы продолжить строительство, нужно решить ряд важных вопросов – актуализировать проектно-сметную документацию, провести экспертизу, определить источник финансирования, подготовить к аукциону документацию и осуществить закупку для определения подрядчика. Однако финансирование всего этого в 2023 году не предусмотрено, вопрос планируют поднять при формировании бюджета на 2024-2025 годы.
В ответе Жилинспекции отмечается, что на сегодняшний день в отношении ООО «ПО «Железобетон» имени В.М. Мозырского» открыто конкурсное производство. То есть, компания находится на стадии банкротства, когда начинается реализация ее имущества.
Также в ответе Жилинспекции озвучено, что недостроенная часть состоит из двух объектов, в отношении которых зарегистрированы права собственности. Решение о возобновлении или демонтаже недостроев должно приниматься их правообладателями, также как и благоустройство территории. Кому принадлежат объекты и земельный участок, где находится недострой, в Госинспекции не ответили.
"Начали на славу ,кончили за упокой" ( русс.посл.)