День автомобилиста отмечается в последнее воскресенье октября
«БР» предлагает вспомнить, как в Бийске появились первые машины, как развивался автотранспорт, а также с какими проблемами сталкивались водители более века назад.
Как «Хорь-самоварчик» гусей давил
Первый автомобиль на улицах Бийска появился в 1912 году. Это была машина марки «Хорьх», а принадлежала она купцу Сычёву, которого еще называли Минька-дуропляс.
В некоторых источниках упоминается, что автомобиль был английского производства, но на самом деле это немецкая компания. Правильно ее название произносится как «Хорьх», а не «Херц», как порой встречается в некоторых материалах.
По словам Дмитрия Ерошкина, старшего научного сотрудника Бийского краеведческого музея, в рассказах о первом автомобиле и его владельце встречаются и другие несостыковки.
Известный историк и краевед Борис Кадиков очень любил рассказывать байки про Миньку-дуропляса - так народ прозвал Сычёва за его проделки.
Борис Хатмиевич услышал эти истории от старожилов города. Что в них правда, а что вымысел - сегодня разобраться непросто. Возможно, какие-то «подвиги» людская молва напрасно приписала Михаилу Сычёву-младшему, но как говорится, нет дыма без огня.
Суть историй такова. Несмотря на чудачества Минька был парнем очень смышленым, отлично владел несколькими языками и был с техникой на ты. На своем автомобиле, прозванном в народе «Хорь-самоварчик», он гонял по улицам Бийска, давя гусей, курей и свиней. Часто Сычёв-младший делал это на спор, предлагая друзьям-приказчикам угадать, сколько птицы или поросят сегодня окажутся под колесами его автомобиля.
Стоит отметить, что владельцам скотины ущерб он возмещал щедро и исправно, поэтому бийчане не особо печалились.
Приоритет - кобыле
Другое дело – встреча с извозчиками. Лошади пугались машины, неслись, управлять ими становилось невозможным. Городовые предупредили Сычёва, что подобные случаи могут и до несчастья довести. Вскоре полицмейстер и вовсе запретил появляться на улицах Бийска на машинах, таким образом оставив без конкуренции главную транспортную фигуру – извозчика, управляющего лошадьми.
Дмитрий Ерошкин рассказывает:
- Во многих источниках упоминается, что водителем у Сычёва был Фёдор Рожков. Так же доподлинно известно про другой автомобиль марки «Томас», которым владел бийский купец 2-й гильдии Александр Иванович Хакин. Что касается извозчиков, то наиболее известными в то время были братья Хорошаевы, Девятовы и Вакутины.
Как бы то ни было, но число автомобилей в Бийске начало расти.
В 1914 году машин было уже четыре, а в 1917 году – шесть, кроме того появились три мотоцикла.
Показательна картина автомобилизации и в масштабах Сибири. По данным Томского губернского управления за 1912 год, на территории, в состав которой в современное время входят Новосибирская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край, числились 12 автомобилей и три мотоцикла – так, что Бийск со своим количеством техники смотрелся вполне достойно по тем временам.
С приходом советской власти были организованы союзы ломовых и легковых извозчиков. В целях улучшения качества обслуживания легковых извозчиков ставили на учет, а их экипажам выдавали номера.
В городе были выделены места для стоянок. Чтобы было возможным контролировать плату за проезд, Бийск разбили на пять районов. В каждом из них была фиксированная стоимость проезда с учетом времени суток.
Бензин «по 350 рублей» и машины на дровах
С изобретением двигателя внутреннего сгорания появился спрос и на бензин. Интересно, что изначально продавали его не только на складах нефтяных компаний, но и в аптеках!
В 1903 году в России была проведена модернизация бензинового завода братьев Нобель, но число машин неуклонно росло, и топлива не хватало.
Дмитрий Ерошкин предполагает, что в Бийске, с большой вероятностью, бензин продавали там же, где и керосин - на складах Нобель. Танкеры и сухогрузы товарищества «Бранобель» перевозили нефтепродукты по Оби. В Бийске склады располагались в районе нынешнего Зеленого Клина - там, где сегодня проходит улица Залинейная. Эти склады в свое время даже дали название улице - Нобеля. Переименовали ее только в июле 1963 года по решению Бийского горисполкома.
Цена на топливо постоянно колебалась, рассказывает Дмитрий Ерошкин:
- Недавно я наткнулся на информацию, сколько стоил бензин, когда он только начал набирать популярность в России. Цены приводились столичные и в расчете за пуд. Если перевести на литры, то выходило, что 1 литр бензина в переводе на современные реалии стоил 183-353 рубля. В 1911 году топливо заметно подешевело, а в 1913 году - резко подскочило в цене».
Что интересно, отделение Нобелей не относилось к числу крупнейших по обороту. К такому выводу пришел профессор Валерий Скубневский, заведующий кафедрой отечественной истории АлтГУ.
Нефтепродукты занимали примерно 12-15 места. У купцов Морозова или Второва, торговавших текстильными товарами, мануфактурой, занимавшихся скупкой масла и хлеба, обороты были значительно больше.
Говоря о топливе для машин, следует упомянуть и дрова. Автомобили, работающие на них, появились в Бийске еще до Великой Отечественной войны. На фото - машины в Бийске в военное время.
«Что за невообразимая грязь!»
Если дороги в России издавна были одной из двух бед, то в нашем городе ситуация с ними была вообще плачевной. Достаточно вспомнить высказывания известных людей. Например, вот как о дорогах Бийска отзывался писатель Вячеслав Шишков, автор известного романа «Угрюм-река», один из исследователей Чуйского тракта:
«Что за бийские улицы, что за отвратительная, невообразимая грязь! Богатый, разжиревший на монгольских хлебах город не может устроить себе сносных условий жизни. Улицы – сплошная топь, вонь, мерзость, азиатчина. Дороги мостятся щепой, навозом, дохлыми костями, опорками, пимами. И сколько не составляй протоколов, протоколами дорогу не вымостишь».
Не доволен был нашими улицами и генерал Константин Сахаров, автор книги «Белая Сибирь». Побывав в Бийске, он писал, что его здесь поразили дешевые продукты и радушие бийчан. А вот что не понравилось – так это непролазная грязь дорог. Сами бийчане, как он отмечает, безобидно смеялись над собой и даже рассказали случай, как на улице Торговой затонул целый воз. Этому событию посвятили открытку и в доказательство сего показали ее генералу.
Критиковал бийскую грязь, пыль и непроходимость дорог земский врач и публицист Сергей Мартынов: «Почва города болотистая, на многих улицах стоят громадные, никогда не просыхающие лужи, во время дождя некоторые улицы превращаются в сплошное болото, для проезда почти невозможное».
А вот что писал вице-президент Британского общества изучения насекомых Генри Джон Элвес, посетивший Бийск в 1898 году:
«Бийск в действительности — большая и очень грязная деревня, центр большой торговли шерстью, чаем и мехами... Улицы, подобно другим провинциальным городам, тонут либо в грязи, либо в пыли».
Конечно, бийчане пытались как-то решить вопрос с грязью. Например, строили деревянные тротуары и рыли канавы вдоль дорог, чтобы в них стекала вода, но это повлекло другую проблему: стало подмывать стоящие рядом с дорогой дома.
Наверное, ситуацию могло бы исправить мощение улиц камнем – как это сделали в Томске. Но то, что по карману губернскому центру, для нашего города хоть и «разжиревшего на монгольских хлебах», оказалось непосильной тратой.
Первый пошел
«Из ничего» бийчане делали не только дороги.
Первый автобус в нашем городе появился в 1926 году. Группа умельцев собрала его буквально из утиля.
В октябре того же года начала работу первая автобусная линия. Она протянулась от Успенского собора до вокзала. Так что ровно через год мы будем отмечать столетие со дня ее открытия.
Больше материалов об истории Бийска читайте









Тошнилово какое-то писать про разных купчишек и кровопийцев. Лучше про народ напишите как впроголодь с корки хлеба на воду перебивался и по 20 часов на кулачье горбатился.