Валенки не давали замерзнуть даже в самые сильные холода
Если накануне Нового года валенки в Бийске покупали в основном для костюма Деда Мороза, то в январе ситуация изменилась. В сорокоградусные морозы эта обувь стала спасением для тех, кого необходимость выгнала из дома. А вообще стало уже традицией: как только ртутный столбик опускается далеко вниз, обувь с двухсотлетней историей из глубины шкафов поднимается наверх.
Пимы в старом центре
Валенки для русского человека – не просто обувь – это символ души, а у нас в Сибири, если хотите, даже бренд. В здешних местах их чаще называют пимами, особенно пожилые люди.
Павел Коваленко, директор музея истории Алтайской Духовной миссии, рассказывает:
- Когда мне попадаются дореволюционные фотографии нашего «старого центра», я стараюсь обращать внимание на все мелочи. Интересно рассматривать, как выглядели бийские улицы, как одевались жители нашего города. На одном из зданий (сейчас на этом месте располагается «Сибирский дом чаепития», а раньше было кафе «Старая крепость») я увидел вывеску «Пимы». Видимо, в начале прошлого века в этом здании велась торговля такой обувью.
На одной из старейших улиц города – Иркутской - в дореволюционные годы и в первые годы советской власти находилась пимокатная мастерская Курковых. Семья была мещанская, но один из её представителей даже выбился в купеческое сословие.
Как в Сибирь пришло пимокатство
Людмила Чегодаева, старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея, рассказала, что техникой валяния (в ней делают валенки) несколько столетий назад владели кочевые племена. Одежду и обувь, а также предметы быта, изготовленные из валенной шерсти, находили в Пазырыкских курганах Горного Алтая, а это V-IV века до нашей эры.
- Обувь кочевников была немного мягче, её сшивали из лоскутов, а наши валенки, потом уже, стали делать цельнокроенными, продолжает рассказывать Людмила Чегодаева. - На Укоке морозы зимой стоят сильнейшие, обувь из валенной овечьей шерсти не давала ногам замёрзнуть.
Людмила Чегодаева поделилась, что среди её родственников тоже были пимоделы: Николай Быковский жил в селе Бочкари. В 1960-е годы предпринимательской деятельности и рыночной экономики, разумеется, еще не было. Валял Николай пимы для своей родни и соседей. В бане стояли колодки на все размеры. Секреты мастерства он перенял от своего отца.
Несмотря на то, что эта обувь считается экологичной, ее производство далеко не безопасно для здоровья. При изготовлении используют серную кислоту, работать приходится в жаре и высокой влажности. По мнению Людмилы Чегодаевой, пимокатание и привело к тому, что у Николая были проблемы с лёгкими.
Другой старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея - Дмитрий Ерошкин - продолжил рассказ коллеги.
- Принято считать, что русские валенки – изобретение мастеров с Поволожья, проживавших на границе соприкосновения кочевых и земледельческих сообществ. Даже конкретное место во многих архивных источниках указывается - Семеновский уезд Нижегородской губернии. У нас, в Сибири, развитие пимокатного промысла связывают с ростом числа переселенцев. По данным на 1887 год в Бийском уезде 701 семья била шерсть и катала пимы.
И валенки, и шубы
В конце 19 – начале 20 веков на Алтае существовало четыре основных формы пимокатного производства: домашнее - для нужд семьи, ремесленное - специализирующееся на индивидуальных заказах, кустарное для рынка и мануфактурное.
В 1890 году на территории, занимаемой Бийским и Змеиногорским округом этим промыслом занимались 711 семей.
- Домашние и ремесленные мастерские, составляющие большинство, производили до 100 пар обуви в год, - рассказывает Дмитрий Ерошкин. - Стоили пимы 3-4 рубля, калоши – от 2 рублей 75 копеек до 3 рублей 60 копеек.
При кустарном производстве использовался как семейный, так и наемный труд - от двух до десяти рабочих. За год кустари выпускали от 200 до 1800 пар продукции.
На мануфактурах работали от 15 до 150 человек. На производстве велась механизированная обработка шерсти. По словам историков, основными центрами сосредоточения мануфактур были Барнаул (17 предприятий, в том числе несколько из них выпускали популярные «барнаулки» - чёрные шубы из выделанной овчины, окрашенной по технологии С.И. Гуляева) и Бийск (3 предприятия).
Сбывали продукцию на местных рынках и ярмарках. Также пимы приобретали скупщики для продажи в Новониколаевске (так прежде назывался Новосибирск), Томске и других городах Сибири.
В советские годы производство валенок переживало то всплеск, то падение. В 1930-е годы прошлого века в Бийске была создана артель слепых, занимающаяся пимокатным промыслом. В годы Великой Отечественной войны инвалиды по зрению делали валенки для фронта.
Пимокаты 1990-х: от способа выживания к профессиональной реабилитации
В 1970-е годы пимокатный промысел в Бийске стал исчезать. Тамара Александровна Астанина (в 1988 году она возглавила местную организацию Всероссийского общества слепых) рассказывает:
- Наша семья вспомнила о валенках в декабре 1990 года. Времена наступили тяжёлые, надо было как-то выживать. Вот мой муж Анатолий Макарович и решил освоить пимокатное дело. В Бийске мы нашли только одну бабушку, которая сохранила навыки ремесла, переданные предков. Звали её Мария Митрофановна Шанулина, жила она в доме на углу улицы Сенной и переулка Коммунарского. Начальные знания Анатолий Макарович почерпнул у неё, а потом вместе с нашими детьми отправился по деревням и сёлам. Искал он не только наставников, но ещё и оснащение. Для пимокатания необходимы рубель, колодки и самое главное - овечья шерсть. Часть оборудования купили, кое-что сделали сами.
Прежде, чем валенок скатать, его требуется заложить. Слепому человеку сделать это очень трудно. Пришлось искать помощника. Им стала Валентина Степановна Белова – тоже инвалид по зрению. Шерсть теребили вместе с детьми. Лет пять Анатолий Макарович занимался валенками, а потом стал директором школы восстановления трудоспособности слепых - Центра реабилилитации слепых. В эту школу он и передал всё пимокатное оборудование, чтобы служило оно людям - помогало профессиональной реабилитации слепых.
Курсы пимокатов проводили несколько лет. Ремеслу обучались не только бийские инвалиды по зрению, но и жители других регионов. Один из преподавателей этой школы – Василий Лобунец. Он занимался катанием валенок 12 лет. Сегодня он отошел от дел, но цифрами интересными поделился.
В среднем на пару 25 размера требуется от 1400 до 1500 граммов шерсти. На каждый последующий размер сырья нужно на 100 граммов больше. Шерсть для валенок используют грубую, например, от романовской породы овец. Приобретают её после осенней стрижки животного. Жёсткие, грубые валенки носятся примерно 10-15 лет. Более мягких изделий хватает лет на пять.
Еще больше материалов по истории Бийска









Мдааааа... И не постеснялись такое публиковать? Позорище!!! Ну кто так пимы валяет??? Где подкатки и наточный вал??? И про майонез забыли!! Короче. Я тут на вас давно зуб точу. Если вы напишете, что мне сегодня по гороскопу пиво пить нельзя, то ВСЁ! Разговор будет короткий! Головы полетят! Пимы я вам могу простить, а вот это - уже нет, НА КОЛЕНЯХ ПРИПОЛЗЁТЕ!!!