Состоялась встреча с Зауром Ибрагимовым, членом Союза художников России
Сегодня Заур Ибрагимов – известный художник. Его семья – так же, как и он, люди творческие.
– Все началось с того, что Василий Макарович купил квартиру для своей матери в районе вокзала. Председателем кооператива был художник, который жил в первом подъезде, а мать Мария Сергеевна – в среднем. Он нас и познакомил. Захожу я к Марии Сергеевне и спрашиваю: «А каким был Шукшин?» Она говорит: «Как тебе сказать, милок? Он жалостливый был к людям, которых обижают». Мне это запало в душу.
Я не знал, что в соседней комнате находилась ее дочь. Она выбежала и сказала: «Василий Макарович, когда был жив, никому не был нужен... А тут всем захотелось знать о Василии Макаровиче!» Она отбила мне аппетит к этой теме, и я ушел на целых 20 лет – до тех пор, пока не появилась книга «С высоты шукшинского Пикета». Когда я посмотрел на нее, сразу представил себе Василия Макаровича, который сейчас перед вами.
Заур Маметович говорит о своей работе «Думы Шукшина», на которой лицо писателя повторяет фотографию, размещенную на обложке книги. У Василия Макаровича задумчивый взгляд, он держит в зубах сигарету. Следом была сделана работа с изображением писателя и
матери.
Заур Маметович показал картины сестре Василия Макаровича. Рассказывает:
– Ей понравилось, как получилась мать. А по поводу брата сказала: «Он никогда не курил «Казбек». А у меня была пачка «Казбека» нарисована здесь, –
в последнее время у него был «Опал». Это болгарские сигареты, менее «ядовитые». Их можно было разломить, высыпать содержимое в трубку и курить. «А еще он всегда лохматый», – она сделала мне такие замечания, а я напомнил ей тот случай, когда меня выдворили 20 лет назад. Но в конце концов все остались до-
вольными.
Мы поинтересовались у мастера:
– Скажите, почему вы до сих пор обращаетесь к личности Василия Макаровича и его творчеству? Ведь прошло уже достаточно много времени со дня его
смерти.
– Шукшин необычный, он не похож ни на кого другого. Когда я писал его портрет, обратил внимание на глубоко посаженные глаза. А люди с такими глазами видят человека насквозь. Этим качеством обладали Толстой, Достоевский и Шукшин – мое открытие. Возможно, я и не прав, но все же пришел к такому выводу.
На выставке, посвященной 315-летию Бийска, можно увидеть работы целой династии Ибрагимовых – семьи, в которой любовь к искусству передается из поколения в поколение уже 96 лет. Дочь, внучка, правнук, зять – все художники.
Основателем традиции был Константин Иванович Иванов, отец супруги Заура Ибрагимова.
– Вместе с Людмилой Константиновной мы написали работу, посвященную ее отцу Константину Ивановичу, в двадцатом году. Она дала очень символичное название – «Последняя весна ветерана». Оказалось, это была и последняя работа самой Людмилы Константиновны, в этот же год она ушла из жизни, – вспоминает мастер.
Корреспондентам «БР» удалось пообщаться и с другими членами династии.
Алина Хайрулинова, дочь.
– Почему ваша семья привержена этой творческой сложной профессии?
– Если ты не хочешь рисовать как дышать, то этим заниматься не стоит. В моей жизни сложилось так, что я просто не знала другого пути, когда и папа, и мама, и дедушка этим заняты. Ты просто не представляешь себя в другой области. Я хотела работать в художественной школе, овладеть специальностью, которую смогу передать. И вот уже 33 года я занимаюсь именно этим. Кто-то спрашивает: есть ли между нами, в семье, художественная ревность? Наоборот, меня вдохновляют успехи других.
– Какой Заур Маметович отец-художник?
– Наставничество без насилия. Ничто так не действует, как простой пример – творческий образ жизни. Его принцип: не воспитывать детей, а воспитывать себя. Этот человек растил в себе художника. Заставить кого-то рисовать невозможно. Если ты хочешь этим заниматься, то будешь, глядя на мир. Может быть, людям, которые не из художественных семей, даже проще, потому что их всегда хвалят. Допустим, у тебя мама продавец, а ты вдруг художник. Конечно, мама будет в восторге! А если родители художники, то это постоянная критика, замечания и, как следствие, рост.
Ирина Филипченко, внучка.
– Что вдохновляет вас на создание каждой новой работы?
– Впечатления, почитание других талантов. Сколько бы ты ни рисовал портретов, в один момент будет необходимо написать природу. Рисование – это состояние, атмосфера жизни. В детстве можно было баловаться: пока никто не видит, кому-нибудь что-нибудь подрисовать на картине. И никто тебя не ругал – будущий художник растет. Сейчас преподаю маленьким деткам, потому что хочется и есть чем поделиться, а это в искусстве главное.
Да вроде ничо так рисует татарин, красиво. Уж точно не хуже Усольцева.