Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«Бабочка» и «рыбка»: как в Бийске живут дети с редкими заболеваниями кожи

Особенные дети. Бийск

Это рассказ, а не просьба о помощи, потому что все необходимое бийчане получают в благотворительном фонде

В июне на Алтае побывали эксперты фонда «Дети-бабочки», который помогает семьям с детьми и подростками, у которых редкие генетические заболевания кожи. На встрече побывали и так называемые "дети-рыбки",  и "дети-бабочки". Живут такие ребята и в Бийске. 

Ребенок «рыбка»

Беременность у бийчанки Татьяны Шелеповой протекала нормально, она соблюдала все предписания врачей, а на аппарате УЗИ вырисовывалась ясная картинка здорового во всех смыслах ребенка.

Шанс рождения «рыбки» один на 30 тысяч младенцев

В первые дни после рождения Ванечки и врачи, и мама, тоже не замечали ничего необычного, кроме того, что вокруг рта у ребенка начала облезать кожа. Списали все на то, что мальчик родился недоношенным, на 37 неделе, и «такое бывает». Месяц сын Татьяны находился дома, на грудном вскармливании, когда неожиданно у него выявили пневмонию.

– Только потом я выяснила, что это сопутствующее заболевание, – сознается девушка. – После болезни мы перешли на искусственное вскармливание, и начались постоянные проблемы: высыпания, аллергии.

Особенные дети. Бийск
Особенные дети. Бийск
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Больше всего непонятных высыпаний появлялось на руках и ногах, и с каждым месяцем ситуация только ухудшалась, потому что ребенок так и не получал адекватного лечения. Чаще всего ему ставили «атопический дерматит», но путем обращения к разным врачам маме удалось подобрать Ване эмоленты (крема), которые ему более-менее подходили.

Другая проблема, что крема эти нужно было наносить просто в огромном количестве, а стоили они немало.

Когда Ване исполнилось три года, он попал на прием к барнаульскому врачу, которая, осмотрев его, сразу постановила диагноз. В народе такие детки называются «рыбками», потому что кожа у них слазит чешуйками, а в тяжелых случаях глаза и губы очень похожи на рыбьи: вывернуты веки, приоткрыты ротики. Есть ребятишки, у которых болезнь сказывается и на развитии. 

– Нас сразу же поставили на учет и рекомендовали обратиться в фонд «Дети-бабочки», где в кратчайшее время приняли в подопечные, – говорит мама Вани.

Особенные дети. Бийск
Особенные дети. Бийск
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Специальные крема, которые начали высылать для Вани бесплатно, подошли ему идеально, ребенок стал совершенно другим. Эмолентов несколько видов, одним надо обрабатывать кожу только после купания (мыться мылом и мочалкой таким детям нельзя), иные масла используются для лица, более нежных участков. При этом, жизнь ребенка не состоит из ограничений: он может ходить в школу, заниматься спортом.

Стоимость эмолентов для ребенка-рыбки от 5 до 7 тысяч рублей в месяц.
Особенные дети. Бийск
Особенные дети. Бийск
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Ваня, пусть он еще маленький, хорошо и сам знает – что ему можно, а что нельзя. Сейчас у него нет ограничений по еде, но новые продукты пробует аккуратно – может быть обострение.

– Он живет полноценной жизнью, но так как у детей-рыбок сухость не только на коже, но и на внутренних оболочках, он часто болеет, кашляет, – поясняет Татьяна Шелепова.

Особенные дети. Бийск
Особенные дети. Бийск
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

К счастью, у нашего бийского Ивана самая легкая степень болезни, бывают ребятишки, которые «чешуей» покрыты как панцирем. Многие знакомые этой семьи даже не подозревают, что с ребенком что-то не так.

– Он очень общительный, активный, контактный ребенок, – рассказывает мама про Ваню, а он тем временем успел пробежать кругом парк, упасть, поплакать, залезть на дерево и начать очищать дорожки от мусора. – Ухудшение, конечно, может быть, но если я буду читать форумы и прочее, думаю, что лишь усугублю моральное состояние свое и ребенка. Жизнь продолжается – просто он требует немного больше ухода.

Ребенок «бабочка»

И УЗИ, и все дородовые анализы Любови Сергеевой были отличными.

– Когда я родила, на меня закричали врачи: «Что вы сделали с ребенком?» А я сама понять не могу, о чем идет речь. Я просила показать сына, они мне его сунули, но я ничего не поняла, только что увидела ножки в крови. Его забрали и увезли в детскую больницу, а меня перевели в инфекционку. Много чего я в свой адрес услышала, и «спидозная», и какая я только не была, хотя я у них наблюдалась, и все анализы сдавала, – вспоминает женщина.

Оказалось, что при рождении у Миши не было кожи на одной ножке, а также была выраженная деформация стоп.

– Ко мне тогда долго никто не подходил, не смотрели даже, как я после родов, еду через окошечко давали, боялись наверное «заразиться» от меня, – рассказывает Любовь Сергеева.

К счастью, диагноз Мише получилось поставить быстро, потому что заведующая отделением ездила в Москву на конференцию, как раз по этой теме. "Ребенок-бабочка", так называют в народе таких детей, которым досталось генетическое заболевание, не представляет опасности для окружающих, зато сильно страдает от него сам. Кожа у них настолько тонкая, как хрупкие крылья бабочки, и может разорваться от любого прикосновения.

У ребенка Любови начались волдыри по всему телу, и даже в ротике.

– Он отказывался от грудного вскармливания, плакал, и мы сначала не могли понять, почему, – вспоминает она. – А у него оказывается ротик болел, волдыри образовывались, кожа-то слабая. Как я с ним ночами мучалась...

Миша, ребенок "бабочка"
Миша, ребенок "бабочка"
Фото: Артак Костанян

Сначала никто не знал, как правильно делать такому ребенку перевязки: какими бинтами, мазями пользоваться.

Спасались только облепиховым аэрозолем, который применяют от ожогов: малышу накладывали повязки, а потом в реанимации их снимали наживую.

Повязки сдирались вместе с кожей, ребенок сильно плакал. В сложной ситуации Любови помогали муж и старшая дочь, потому что тогда, 17 лет назад, такое заболевание было редкостью. Все мысли семьи были только о том, как облегчить ребенку жизнь, и неизвестность пугала.

У "детей-бабочек" очень слабая кожа: от любого трения, или если он ударится, – соскакивает волдырь. Его обязательно надо протыкать: если этого не сделать он будет расползаться дальше, и может открыться очаг.

Миша будучи малышом из-за своей болезни не ползал, приноровился передвигаться на попе, и очень рано пошел. Процедуры ухода за кожей для него обязательны и не ограничиваются кремами, каждый день – перевязки. Также важен правильный выбор одежды, чтобы она не натирала.

Несмотря на то, что сложностей было много, в семье растили Мишу как обычного ребенка.

– Он у нас ходит в простую школу, единственное, пропустили детский сад, потому что маленьким детям не объяснишь, могут ударить. А вот соседи и друзья никогда от него не шарахались, не оскорбляли и не боялись, даже когда он ходил не бинтованный. И до сих пор у него много друзей, – рассказывает мама Миши.

Утро у Михаила начинается раньше, чем у обычного школьника: встает пораньше, чтобы ему сделали перевязку. На открытые раны наносится специальная мазь, бинтуется, вечером все снимают.

В среднем на крема «ребенку-бабочке» уходит больше тысячи рублей в неделю, плюс перевязочный материал и специальные губчатые материалы, чтобы не натирало шею.

Чаще всего наиболее тонкая кожа при заболевании «бабочек» на кистях рук (у Миши они практически всегда забинтованы), а в остальном проявляется очагами.

Заболевание неизлечимо, но с возрастом этих «очагов» может быть меньше, потому что человек взрослеет и его кожа начинает грубеть.

– Даже сейчас волдырей меньше, чем когда он был маленьким. Но обострения у нас бывают, весна-осень обычно, – отмечает Любовь Сергеева.

Маленьким Миша любил лошадей, а теперь «болеет» мотоциклами, мечтает поступить в школу экстремального вождения. Для него нет никаких запретов – что можно, он все делает. А боль – просто привык терпеть.

СПРАВКА: 

Благотворительный фонд «Дети-бабочки» - единственный в России фонд, который уже 11 лет оказывает системную поддержку взрослым и детям, больным генными дерматозами. Фонд курирует более 2 500 пациентов, проводит просветительскую работу в медицинском сообществе, создал и реализует 16 программ помощи подопечным: медицинской, адресной, юридической, психологической, информационной.

16 июня 2022 года эксперты фонда «Дети-бабочки» приехали в Барнаул в рамках серии выездных патронажей, организованных при участии государственного внебюджетного фонда «Круг добра».

 

Комментарии (1)

1000

Авторизоваться:

Гость

Отрицательный генетический отбор есть прямой путь к деградации, которым бодро идёт человечество к своей неминуемой судьбе...