Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Лежат в архивах: как бийчане могут узнать путь воевавших родственников

Поиск боевого пути участника ВОВ

Поиск боевого пути может идти не один год, но надежду терять нельзя

У любого розыска есть потенциал, считает Константин Ярославцев, научный сотрудник отдела истории Бийского краеведческого музея. Система исследования боевого пути участника Великой Отечественной войны не меняется годами, и, благодаря тому, что в Минобороны постоянно ведется работа по оцифровке документов, становится проще. Алгоритм поиска, в первую очередь, начинается с сети интернет.

Потребуется время

Первое, что нужно сделать при изучении боевого пути или установлении судьбы военнослужащего Красной армии, пропавшего или погибшего в годы ВОВ, это обратиться к ресурсу «Память народа».

Там можно найти списки личного состава, призывные и наградные документы, информацию о захоронениях, выписки из «Книг памяти» и иные данные.

День Победы.
День Победы.
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Существуют некоторые нюансы поиска в зависимости от имеющихся в наличии сведений. Так, по военнослужащему, который вернулся с фронта, можно навести справки в военкомате, поскольку многие фронтовики состояли на учете. Если они не были списаны по ранению, то есть полностью негодны к строевой службе, то информация о них будет. Большую роль играют и анкеты, которые составлялись, в частности, к 40-летию Победы, накануне 1985 года по всем участникам войны. Ранее они находились в военкомате, позже оттуда были перемещены в городской архив. Плюс составлялись анкеты на предприятиях, на которых работали фронтовики.

– Я столкнулся с такой практикой, что, если люди не нашли сведений на «Памяти народа», они опускают руки. На самом деле, есть еще множество вариантов поиска, – уверен Константин Ярославцев.

Он говорит о том, что иногда люди даже не подозревают, что какая-то информация о дедушке, прадедушке, дяде, может храниться, например, в местном музее.

Другой вопрос – установление судьбы военнослужащего, который пропал без вести или погиб, но неизвестно, где именно и был ли он захоронен. Тело могло также остаться на поле боя или на территории, которую захватил противник.

– При таком поиске возникает другой, более сложный алгоритм, – делится личным опытом работы с документами Константин. – Если не имеется дополнительных сведений о войсковой части, в которой проходил службу пропавший или безвестно погибший военнослужащий, то нужно обращаться к призывным документам военкомата. Необходимо поднять все записи, касающиеся этого военнослужащего, искать зацепки: либо город, куда человек был направлен, либо номер команды, куда прибыл в распоряжение. Может быть, вам повезет, и будет даже указана войсковая часть.

Сослуживцы помогут

Если ни номера войсковой части, ни города, куда был отправлен человек, не удалось выяснить, поиск можно продолжить в другом направлении. Для этого потребуется сделать выборку всех военнообязанных, которые были призваны с этим человеком в один день, потому что обычно их объединяли в команды. Этих людей может быть много, сотня или даже три, но это не удержит того, кто действительно хочет найти своего родственника. По ресурсу «Память народа» каждого человека можно проверить и посмотреть, где они «компактно засветились». По потерям, по награждениям, в какой дивизии и в каком полку. Всех проследить, объединить, выписать части и дивизии и далее можно обратиться в Минобороны для проверки наличия сведений о пропавшем военнослужащем по выявленным номерам полков и дивизий.

9 мая 2022 года в Бийске
9 мая 2022 года в Бийске
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

– Если подтверждается информация, что в какой-то дивизии родственник был поставлен на учет, получал денежное, продуктовое или вещевое довольствие, то там его и нужно искать, – объясняет Константин Ярославцев. – И тогда в центральном архиве Минобороны можно начинать розыск дополнительных документов, соотнося их с изучением на ресурсе «Память народа» журнала боевых действий дивизии либо части, полка, которые в нее входили.

Исходя из первоначальной информации, можно будет примерно понять, где потерялся след вашего родственника, а главное – при каких обстоятельствах. Дальше, конечно, уже может быть тупик – поскольку найти непосредственно место захоронения родственника сложно.

– Но хотя бы у вас будет представление, что он не пропал без вести, а погиб, – уверен Константин. – Например, там были жестокие бои, пленных брали мало. Изучить можно и сторонние ресурсы по немецкой стороне, воспоминания, журналы боевых действий противоборствующей стороны реально найти на профильных ресурсах. В любом случае, есть множество направлений розыска, и у любого розыска есть потенциал.

Лежат в архивах

– У меня прошло ровно десять лет от начала и завершения розыска одного из моих прадедов, – рассказывает Константин Ярославцев. – Он числился пропавшим без вести, но я установил, что он погиб. Как говорит один из ведущих поисковиков России, Игорь Иванович Ивлев: «Подавляющее большинство наших пропавших без вести военнослужащих лежат в архивах». Это означает то, что нужно изучать документы войсковых частей, в которых прописана судьба военнослужащего.

Личная история поиска Константином своих родственников, участников ВОВ, началась в 1994г. Исходные данные о близких, которыми он располагал, не обнадеживали, так как практически все родственники по маминой и отцовской линии числились пропавшими без вести. Но это не остановило молодого человека, ведь он считал тогда и уверен сейчас – что это важная часть гражданской позиции, если не найти, то хотя бы максимально сузить круг поиска.

Поиск боевого пути участника ВОВ
Поиск боевого пути участника ВОВ
Фото: Анна Сабанова

Из своих четырех родственников Константину с наибольшей точностью удалось выяснить судьбу деда по отцовской линии, вплоть до места захоронения. Его прадед Филатов Макар Алексеевич был призван из нынешней Республики Алтай, и числился пропавшим без вести в феврале 1944 года, а извещение на него пришло только в 1947 году. Медаль за отвагу, которой он был удостоен, стала той путеводной ниточкой к разрешению загадки, что с ним произошло. Первые годы поисков были безрезультатны – с архивов приходили ответы о том, что никаких сведений нет. Но выработанное профессиональное чутье подсказывало Константину, что здесь что-то не так, и архивы «недорабатывают». Тогда, уже без какой-либо надежды на успех, он написал письмо в Комиссию по наградам при президенте РФ.  Буквально через месяц неожиданно приходит ответ – письмо Комиссия переадресовала в ЦАМО, куда Константин уже обращался с запросом,  но на этот раз там установили, что его дедушка был награжден медалью за отвагу.

Константин отмечает: большую негативную роль в поиске боевого пути играют семейные легенды. Потому что по ним у прадедов «разбомбили эшелон в дороге», «он погиб под Сталинградом».

– Я с такими случаями сталкиваюсь очень часто. У нас даже была легенда, что дед пропал без вести, потому что его разбомбило в дороге эшелон, а он успел отвоевать под Ельней, и там и погиб.

Тем же, кого самостоятельный поиск привел в тупик, помогут с поисками в историческом отделе Бийского краеведческого музея.

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: