Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения. Комфортные и быстрые – они значительно облегчают жизнь своим хозяевам. Ревниво посматривают на автовладельцев пассажиры общественного транспорта, завидуют хорошей жизни некоторых сограждан – никаких тебе остановок, медленного движения или неприятного соседства. Но не все так радужно, как представляется.
Автомобилисты подчас сталкиваются с проблемами, в которых, в общем-то, и не виноваты вовсе, а расхлебывать приходится им.
Все больше автовладельцев жалуется на непродуманные, а временами зловредные аспекты современного автострахования. Большинство считает, что подобные узаконенные правила разработаны только лишь для обогащения страховщиков и ни в коей мере не для удобства граждан России.
Наиболее частые претензии возникают с суммами ущерба, которые высчитывают страховщики, и с тем, что теперь автовладелец может отремонтировать авто не в проверенных местах, а в мастерских из списка страховой компании.
КОПИЯ ВМЕСТО ОРИГИНАЛА
В нашем городе достаточно много дорогих автомобилей. Немецкие, японские, американские марки, которые полюбились их владельцам. Часто в результате дорожно-транспортного происшествия страховые компании при расчете суммы ущерба считают затраты на автомобильные запчасти по ценам копий запчастей, а не за оригиналов.
– У меня машина «Тойота Авенсис», – делится Сергей Л. – После ДТП, в котором, как официально установили инспекторы ДПС, я виноват не был, в моей страховой мне предложили на ремонт сумму, которую, иначе как смешной, назвать нельзя. На мои вопросы отвечали, что машина не новая, поэтому при ремонте заменят запчасти не на оригиналы, а на копии.
Не новая, но и не старая, и почему, собственно, страховщики могут решать за автовладельца, что ему годятся лишь копии запчастей. К примеру, на одних только фарах страховщики выгадывают немалые суммы. Если оригинальную фару на японскую машину можно приобрести за 20 тысяч, то на копию потратишь всего около 2 тысяч рублей.
ПРИКОРМЛЕННЫЕ ШИНОМОНТАЖКИ
Не секрет, что у каждого опытного автовладельца есть свой мастер. Конечно, при ремонте машины хочется обратиться к проверенному специалисту, но и в этом владельцам автотранспорта отказано. Существует особый список шиномонтажных мастерских, в которые может обратиться владелец авто. Многие считают, что подобное является нарушением прав автовладельца, влечет за собой отсутствие выбора и монополию шиномонтажек.
Как определенные мастерские попадают в список, страховщики предпочитают молчать. Заметьте, сумму за ремонт мастера берут аналогичную вашим затратам на автозапчасти.
МИНУСЫ БЕЗ ПЛЮСОВ
По закону, каждый автомобилист должен застраховать свой автомобиль. Самые популярные виды – ОСАГО и каско. И у того и у другого достаточно минусов. Если ваша машина застрахована с помощью ОСАГО, то будьте готовы к тому, что на выплаты невиновным в ДТП водителям установлен четкий лимит. Выплаты за поврежденное имущество не могут превышать 400 тысяч рублей. Вроде бы сумма немалая, но получить ее сложно. Если вы являетесь владельцем дорогого авто, то, скорее всего, суммы выплаты не хватит, чтобы привести машину в предаварийное состояние.
Оформлять страховку необходимо каждый год, сумма на сегодняшний день получается достаточно внушительная, и специалисты прогнозируют повышение цен на полисы обязательного страхования минимум в два раза. Поэтому водители и задаются вопросом: почему закон не защищает автовладельцев (в аварии не виноват, а достойно восстановить авто не можешь, без доплат из собственного кармана)?
Если вы оформили полис добровольного автострахования каско, то сумма выплат там, конечно, больше и выплачивается даже виновникам ДТП, но… потратить на полис придется огого-какую сумму. Поэтому данный вид страхования выбирают люди с высоким достатком.
ВЫПЛАТЯТ НАТУРОЙ
Если раньше владельцу авто, пострадавшему в ДТП, выплачивалась конкретная денежная сумма на ремонт автомобиля, то сейчас правила изменились. С апреля 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым по полисам, заключенным после этой даты, выплата пострадавшим в ДТП гражданам России осуществляется в натуральном виде, то есть ремонтом, за исключением полной гибели автомобиля, превышения лимита выплаты 400000 рублей, причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, смерти потерпевшего. Денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.
По новым правилам страховая компания обязана в течение 20 календарных дней принять положительное решение по страховому случаю и выдать направление на ремонт. Ремонт должен осуществляться только новыми деталями без учета износа, то есть страховая компания не вправе требовать доплату от пострадавшего.
На деле же часто случается, что ремонтная мастерская требует доплату с автовладельца, мол, не уложились в сумму. Помните, это незаконно. В случае возникновения подобной ситуации вам необходимо проконсультироваться у автоюриста. Участились случаи, когда мастерские используют бывшие в употреблении детали, а часть деталей вместо замены были просто отремонтированы.
– Действительно, чаще всего автовладельцев заставляют доплачивать за ремонт, – говорит руководитель юридической фирмы «Буква закона» Константин Дроздов. – С этим можно бороться с помощью юриста. Если вам не хватило денег на новые детали, остаток можно взыскать с причинителя вреда. ОСАГО на сегодняшний день – невероятное мошенничество. Оформление полиса через интернет напоминает каторгу. Электронное страхование работает из рук вон плохо. И если застраховаться онлайн нереально, то при личном обращении нам навязывают дополнительные услуги, пользуясь тем, что большинство автовладельцев начинают оформлять новый полис практически в день окончания действия предыдущего.
УЗАКОНЕННЫЕ 10 %
Существует и еще одна проблема. В прошлом, если страховая компания занижала сумму на ремонт пострадавшего автомобиля, то владелец имел возможность обратиться в суд, провести независимую экспертизу по расчету суммы ущерба. В итоге можно было наказать компанию за недобросовестность: по решению суда со страховых взыскивали неустойку, судебные издержки и т. д.
Как объяснил Константин Дроздов, теперь по решению Верховного суда, если разница между суммой, которую установила страховая компания, и реальной суммой ущерба составляет менее 10 %, то ничего взыскивать не надо.
Страховые компании используют это решение в свою пользу – теперь всем автовладельцам недоплачивают эти 10 % на вполне законном основании.