Как получить электронный больничный, и почему пользоваться им удобнее и больному, и его работодателю.
Летом 2017 года в Алтайском крае стартовал проект по внедрению электронных листков нетрудоспособности. За три года на работу с электронным больничным перешли более 70 процентов медорганизаций и более 60 процентов работодателей региона. Однако для тех, кто давно не сталкивался с получением больничного, такая форма листка нетрудоспособности вызывает ряд вопросов. «БР» попросил ответить на них Наталью Мальцеву, главного специалиста Филиала №6 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования.
- Наталья Леонидовна, начнем с ликбеза. Что такое электронный больничный?
- Официально он называется электронный листок нетрудоспособности. Это цифровой сервис Фонда социального страхования. То есть это такой электронный документ в информационной базе соцстраха, доступ к которой имеют и медорганизация, которая оформляет больничный, и работодатель пациента, который вносит в электронный листок сведения для расчета пособия по нетрудоспособности, и Фонд социального страхования, который больничный оплачивает.
Законодательно электронный листок нетрудоспособности утвержден в качестве документа и юридически имеет точно такую же силу, как и бумажный больничный. Какой листок нетрудоспособности получить — привычный бумажный, то есть на бланке, или электронный - каждый гражданин решает самостоятельно.
- Электронный больничный в период эпидемии стал более востребован?
- Да, востребованность такой формы листка возросла в разы. На сегодня каждый второй листок в крае выдается в электронной форме. При этом важно понимать, что электронный листок и дистанционная выдача листка нетрудоспособности – это совершенно разные понятия.
Листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим факт наступления страхового случая при заболевании гражданина, карантине и по другим причинам. И он выдается медицинским работником после осмотра пациента и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного. Эти данные и обосновывают необходимость временного освобождения от работы.
Дистанционно больничные оформлялись лишь гражданам, вернувшимся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой — они могли удаленно обратиться с заявлением для оформления электронного больничного через портал Госуслуг для соблюдения режима самоизоляции. Но такой порядок действовал до 1 июля.
В настоящее время в дистанционном режиме, без посещения врача и без осмотра медработником, в Алтайском крае электронные листки нетрудоспособности оформляются на период карантина для работающих граждан в возрасте старше 65 лет.
Напомню, на сегодня людям старшего поколения рекомендовано соблюдать самоизоляцию с 4 октября по 14 ноября.
Электронный листок нетрудоспособности на период самоизоляции положен им в том случае, если они не находятся в очередном отпуске и не переведены на дистанционную работу. Чтобы получить такой листок нетрудоспособности, гражданам необходимо уведомить работодателя.
Других случаев для дистанционного оформления больничного — то есть без осмотра врача - на сегодня не предусмотрено.
- Чем тогда получение ЭЛН отличается от получения бумажного?
- Электронная форма предотвращает ошибки при заполнении, а значит, позволяет сократить время оформления листка и нахождения гражданина в медучреждении. Например, не нужно ставить печати, стоять в дополнительных очередях — что сегодня особенно актуально.
- Понятно, что электронный документооборот удобен для ведомств. А в чем преимущества электронного больничного для работодателя и самому работника?
- Преимущества электронного листка нетрудоспособности для работодателя очевидны. Его не нужно хранить.
Электронные больничные невозможно подделать, поскольку эти документы хранятся в электронном формате в единой базе Фонда социального страхования. Данные о медицинской организации, выдавшей листок нетрудоспособности, о враче — все это есть в базе. Фонд соцстраха контролирует любые действия с этими документами.
Также работодателю нет необходимости переносить данные с бумажного листа нетрудоспособности в электронный реестр для назначения пособия и направления сведений в ФСС, так как данные медицинской организации в электронном листке нетрудоспособности уже автоматически заполнены, что снижает риск ошибок в документе.
Для граждан электронный больничный удобен тем, что его невозможно потерять или испортить. А учитывая то, что назначение и расчета пособий «автоматизировны», сокращаются сроки получения этих средств. Также все данные о полученных и оплаченных больничных доступны работнику в любой момент.
Кроме того, при оформлении электронного больничного пациент сам может отслеживать его историю в личном кабинете застрахованного на сайте Фонда: от момента оформления ЭЛН до оплаты. Гражданин получает доступ к информации по начисленным и выплаченным пособиям, включая информацию о расчете суммы пособия.
- А как получить электронный больничный? Не все, например, свободно владеют Интернетом.
- Это не обязательно. В случае заболевания надо просто при обращении в больницу или поликлинику на приеме у врача сообщить, что вы хотели бы оформить именно электронный листок нетрудоспособности. Для этого нужно дать свое письменное согласие на формирование ЭЛН и сообщить номер своего СНИЛС. А медицинская организация сама сформирует ЭЛН.
- Есть еще человеческий фактор. Многие, особенно старшее поколение, чувствуют себя увереннее, когда есть какой-то документ. Тот, что можно подержать в руках. А ЭЛН, выходит, что-то абстрактное?
- Нет. Когда в медорганизации сформируют электронный больничный, на руки пациенту выдадут уведомление об оформлении ЭЛН.
- Выдать электронный больничный могут только государственные больницы и поликлиники? Сейчас их работа ограничена, и чтобы попасть к врачу надо отстоять огромные очереди.
- Выдавать больничный, в том числе и электронный, могут и частные платные клиники, при условии что у них есть соответствующая лицензия.
Всё равно при сдаче больничного приходится подписывать гелиевой ручкой документы. Зачем это надо?