Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Детский психолог – о дружбе, спорах с учителем и гаджетах как продолжении руки

Детский психолог – о дружбе, спорах с учителем и гаджетах как продолжении руки

До начала учебного года остается всего три недели. Готовиться к школьным занятиям пора и ученикам, и их родителям.

На что обратить внимание при переходе из летнего в рабочий режим – об этом говорим с детским психологом, экспертом по решению детских проблем Ириной Фёдоровой.

 

  • – Ирина Анатольевна, уже пора задумываться о переходе на новый режим или достаточно пары дней для адаптации?

– Конечно, пора задуматься. Причем, в первую очередь именно родителям. Начинать нужно с планирования – понять, на чем сконцентрировать внимание, как именно они будут адаптировать ребенка к новому режиму, новому распорядку дня, чтобы потом переключиться в этот режим спокойно, без стресса. Хотя многие об этом еще не задумываются, давая ребенку возможность подольше пожить в расслабленном летнем режиме, насладиться последними теплыми деньками. Но мой совет: хотя бы за две недели до начала занятий нужно переключать ребенка на новый график. Этого времени хватит, чтобы психологически и физиологически привыкнуть раньше ложиться спать, раньше вставать, завтракать, одеваться. И обязательно все это проводить в хорошем настроении, на позитиве, подбадривая малыша. Не нужно создавать отношение к школе, как к чему-то неприятному, тяжелому. Уберите из своей речи фразы: «Иди ложись спать – скоро школа». Это заранее вызывает в ребенке протест. Лучше сведите все к игре. Например, предложите ребенку представить, что он уже ходит в школу, или устроить тренировки перед началом занятий – сядьте и вместе поразмышляйте, во сколько нужно ложиться, чтобы хорошо выспаться, что приготовите на завтрак, какую рубашку выберите и прочее. Все это – на веселой ноте, с ободряющими словами.

 

  • – Школа – это не только новый режим, но еще и новый внешний вид. По поводу школьной формы споры идут до сих пор. Где-то ее поддерживают, где-то говорят, что она лишает ребенка индивидуальности. На ваш взгляд, как психолога, форма должна быть?

– Должна. Во-первых, она указывает на принадлежность к определенной группе, которой ребенок должен гордиться. Она как бы говорит: посмотрите, я учусь, вот мой класс. К тому же форма объединяет ребят. Вспомните времена, когда школьная форма ушла и каждая семья одевала ребенка в зависимости от своих возможностей. И сколько конфликтов было на этой почве! Многие школьники чувствовали себя некомфортно, потому что у их одноклассников одежда интереснее, дороже, моднее. Во-вторых, школьная форма определяет психологические границы. Если, бегая во дворе в джинсах или шортах, ты можешь быть несерьезным, кричать, прыгать, то облачаясь в форму, ты настраиваешься на рабочий лад и выбираешь для себя уже другое поведение. Школьная форма дисциплинирует – это точно. А что касается внешнего вида, сегодня предлагается много вариантов формы разной цветовой гаммы, чтобы детям было комфортно.

 

 

Детский психолог – о дружбе, спорах с учителем и гаджетах как продолжении руки
Детский психолог – о дружбе, спорах с учителем и гаджетах как продолжении руки
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

 

  • – Когда ребенок возвращается в школу после каникул, понятно. Коллектив часто уже знаком. А как научить ребенка, идущего в первый класс или садик, заводить друзей? И нужно ли прикладывать для этого усилия?

– Учить детей заводить друзей нужно. Это определяет социальную компетентность ребенка. Если вовремя не научиться завязывать отношения в группе, это потом плохо скажется на протяжении всей последующей жизни. Сегодня мы наблюдаем такую тенденцию – дети уходят в интернет, в социальные сети и свою активность проявляют там. И знакомятся, и общаются они там. Но ведь это не подменяет настоящую, реальную жизнь! К ней нужно ребенка приучать. Представляете, на своих занятиях я даже иногда учу детей смотреть в глаза друг другу – они не умеют это делать, им непривычно, у них поверхностный взгляд. Еще нужно учить детей развивать эмоциональный интеллект – это умение различать чувства и эмоции других людей, собеседников. Это нужно именно чувствовать, потому что подсказок в виде смайликов не будет. Все это необходимо уметь, чтобы научиться дружить, а ведь дружба – ценнейшая вещь. И она во многом будет определять, какую нишу займет ребенок в коллективе. Если родители видят, что у ребенка не получается завести друзей, нужно ему помочь. Только говорить об этом нужно не напрямую, а как бы между прочим. Например, расскажите историю, как в школе, будучи учеником, вы сами себя чувствовали одиноко, но потом стали больше внимания проявлять к одноклассникам, научились им помогать, поддерживать, и так обрели друзей. 

 

  • – Сегодня родители часто боятся чего-то недодать ребенку, записывают его на танцы, английский, плавание, робототехнику и прочее. Как понять, когда начинается перебор, и нужно ли снизить эти нагрузки при вхождении в школьный режим?

– То, что родители задумываются о развитии ребенка, это очень хорошо. Главное, чтобы на ребенка они не переносили свои неисполненные детские желания. Например, мама в детстве хотела заниматься танцами, но тогда не было такой возможности. А сейчас она записывает на танцы дочку, хотя той это не слишком-то интересно. Это и есть нарушение личных границ ребенка. Как бы сильно мы ни любили своих детей, нужно быть объективными, понимая, есть ли у них способности к тому или иному занятию. Если способности к рисованию нет – не нужно его загонять в художественную школу. Это приведет только к протесту и конфликту со стороны ребенка. И это нормально. Поэтому нужно следить за ребенком – замечать, к чему у него есть склонность. Поймите, дети не обманывают, когда говорят, что не хотят идти в кружок или секцию. И даже их тело будет их защищать. Психосоматические расстройства –
это как раз защитная реакция: это и тошнота, и головная боль. Многие родители такие жалобы на самочувствие списывают на лень, притворство, а это не так – ребенок действительно себя плохо чувствует. И часто любые проблемы проходят, когда находится занятие по душе. Часто от родителей можно услышать: «Ну что он прыгает из кружка в кружок?» Ничего страшного. Это и есть путь познания. Он ищет свой кружок, и многое зависит не только от направленности, но и от того, как ребенка в нем приняли – нашлись ли единомышленники, какую позицию занимает тренер и прочее. Однако в любом случае в начале учебного года все же рекомендуется снизить такую активность и посвятить это время вхождению в школьный режим. Нужен период для адаптации – около месяца. И потом можно снова продолжить занятия в секциях.

 

 

Детский психолог – о дружбе, спорах с учителем и гаджетах как продолжении руки
Детский психолог – о дружбе, спорах с учителем и гаджетах как продолжении руки
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

 

  • – Привязанность к гаджетам для многих проблема. Даже годовалые дети плачут, если отнять у них планшет или смартфон. В то же время школы не одобряют присутствия техники на уроке. Как научиться хотя бы 40 минут жить без них?

– Действительно, тяга к телефонам, планшетам – это привычка, которая в какой-то момент сформировалась у целого поколения детей. И чтобы эту привычку побороть, нужно время. Родителям, конечно, надо в первую очередь посмотреть на себя – какой пример они подают. Кроме того, обратите внимание, а не даете ли сами ребенку тот же планшет с мультиками, когда ребенка нечем занять или вы занимаетесь своими делами, например, на кухне. Что в итоге происходит? Оказывается, современные дети эти гаджеты воспринимают уже как продолжение себя, как продолжение свей руки. И когда родители принимают такие кардинальные меры, как отъем устройства, это воспринимается, если говорить метафорами, как отсечение руки. Конечно, будут слезы, паника. Если отучать ребенка жить без смартфона, то постепенно. И не сразу по 40 минут, а хотя бы по пять. И надо быть готовым, что у ребенка будет синдром отмены – он будет плакать, просить вернуть.

 

  • – Без учителя школа – не школа. Авторитет преподавателя, на ваш взгляд, для современных детей такой же высокий, как и десятилетия назад, или сегодня школьники более независимы?

– Хотелось бы, чтобы дети относились к учителям лучше, и родители нередко приводят детей к психологам, потому что в школе идет конфликт ученика и учителя. Наверняка все видели ролики в интернете, на которых ученик или студент может оскорбить преподавателя, а тот, оказывается, крайне уязвим, потому что он не может отреагировать той же агрессией. И учителя действительно часто оказываются заложниками такой ситуации. Но это крайние случаи. А ведь есть гораздо более распространенные случаи, которые не столь критичны, но они тоже ущемляют авторитет учителя. Например, когда ребенок, имея на руках какую-то информацию по проходимой теме, при всех упрекает учителя, что тот ведет урок неправильно, не то говорит, начинает спорить. И здесь задача родителя – не потворствовать такому поведению детей, повышать авторитет учителя. Объясните ребенку, что если у него есть вопросы или он с чем-то не согласен, нужно подойти после урока и спросить учителя. Школа для ребенка должна быть ориентиром, и привить такое отношение должны в первую очередь в семье.

Комментарии (3)

1000

Авторизоваться:

А сколько у психолога детей? А то знаем мы одного Спока Вениамина Маклейновича, который учил весь мир, а своим детям ума дать не мог. Да и вся его система никудышная, на ней хорошо растут хиппи и прочий сброд....

Конрад Маюнов
Любитель прессы, любопытно, но и сам знаю много случаев, когда профессиональные педагоги и психологи, прекрасно управляясь с чужими детьми, не могут справиться с собственными.
Ответить

Конформисты