Бийчане Анастасия Орлова и Артем Одиноков создали свой клуб исторического и шотландского танца «Гармония» год назад.
Еще совсем молодой клуб исторического и шотландского танца «Гармония» был организован энтузиастами, а теперь и руководителями Анастасией Орловой и Артемом Одиноковым в апреле прошлого года. «Перетанцевав» на всех городских и краевых балах они осознали, что этого пространства им недостаточно: пора привлекать желающих «окунуться в прошлое». А еще здесь обещают новые знакомства, веселье, возможность научиться великосветским манерам и даже развить эрудицию.
Путь к «Гармонии»
По словам Артема, в танцы он пришел случайно. Почти 4 года назад не умеющий танцевать, стеснительный парень попал на городское мероприятие «Хочу на бал».
– Потом недели две я просто ходил на занятия, сидел в уголке, наблюдал, - рассказывает он. - Через некоторое время мы познакомились с Настей, и уже в паре мы стали активно заниматься историческими танцами. Сначала танцевали в православной организации «Вместе», потому что у них ежегодно проходят балы «Я встретил вас». Но когда эти балы закончились, мы вдруг поняли, как нам не хватает этой атмосферы.
Ежедневные занятия, практика и самостоятельное обучение помогли в быстром темпе наращивать прогресс. Вскоре ребята перешли в танцевальный клуб «Традиция», однако тот был больше популярен у людей старшего поколения. Отучившись там два года, Анастасия и Артем пришли к единому решению, что нужно создавать свою студию.
– Нам уже были нужны более сложные танцы, - делится Настя. – Такие, как например, шотландские контрдансы со сложными схемами (переводится как «деревенские шотландские танцы», - Прим.ред.), мазурки и другие. И поэтому мы пустились в самостоятельное плавание.
Пара не пропускала ни одного бала. Учитывая, что такие мероприятия в Бийске случаются не часто, ездили в другие города. Настя и Артем побывали в Новосибирске, Новокузнецке, Барнауле, Томске и других местах, иногда только ради того, чтобы станцевать всего один танец! (а в программе их как минимум 35). Наибольший интерес для них представляли танцы середины 19 века: где дамы одеты в пышные кринолины, шаги и движения простые и легко запоминающиеся. Несмотря на то, что они постоянно изучали разнообразные танцы по видео и схемам, стало понятно, что живое обучение – самое эффективное.
– Многие наши знакомые побывали за границей, чтобы все это освоить. Мы также знакомы с Ричардом Пауэрсом из США и другими известными танцорами из разных стран. Кстати, со многими находили контакт прямо на балах. Ведь танцы – это больше, чем просто заученные движения под музыку. Это возможность узнавать мир, новых людей, развиваться во всех направлениях.
Дамы приглашают кавалеров
Интересно, что на бал можно приезжать и без пары: многие исторические танцы построены так, что партнеры постоянно меняются. Однако, еще со времен песни «стоят девчонки, стоят в сторонке» сложилось так, что дам - всегда больше.
– И в нашей студии, как и в других – есть такая же проблема. Девушкам нравится эта атмосфера, возможность одеть пышное, красивое платье, а у мужчин должны быть другие аргументы, их сложнее привлечь. Хотя, например, скажу так: очень многие находят в этом виде творчества свою вторую половину, и остаются вместе. И, по-моему, это самое романтичное знакомство, какое может быть, - делится Анастасия.
И все же бояться остаться «в сторонке» не стоит: правила этикета 19 века таковы, что каждый следующий танец партнер выбирает себе другую даму для танца. Особенно, если мужчин мало. Поэтому попробовать разные направления танцев дамы могут даже при нехватке кавалеров.
Как отмечает Анастасия, кто-то приходит на занятия по историческим бальным танцам чтобы расширить круг знакомств, кто-то – чтобы улучшить осанку и добавить в свою жизнь движения. Некоторые даже по учебе: выбрали темой диссертации исторические танцы, и хотят попробовать погрузиться в эту атмосферу.
– Исторические танцы направлены на простых людей, - поясняет Артем. - Все должны иметь возможность потанцевать. Это социальные танцы, в которых обязательно присутствует общение. Раньше на балы приходили с целью познакомиться, и нельзя этот аспект убирать из современной версии. При этом, нужно оставаться «дамами и кавалерами» и за пределами зала для танцев: придержать дверь, подать руку и прочее. Я пытаюсь как в себе, так и в других развивать эту культуру. Это сложно, но необходимо.
Главное отличие исторических танцев от их «обычных» собратьев – обязательный элемент игры. Как здесь говорят: «потанцевать, поговорить, и все сначала». Танец может включать как импровизацию, так и следовать за четкой схемой, он может быть меланхоличным, «только для двоих», или же веселым и задорным.
«Попробуйте, и вы вряд ли забудете это ощущение радости», - рекомендуют почитатели такого вида развлечений.
Вы поедете на бал?
Можно сколько угодно тренироваться в удобной форме в зале, осваивая новые движения, но прочувствовать шик и необычное волнение – получится только на балу. Там, где кавалеры и дамы облачаются в свои лучшие наряды, и взгляд радует любая мелочь: от туго затянутых на талии корсетов до необычной брошки или прически, «как раньше носили».
– Платья дамы шьют или покупают сами, - поясняет Анастасия. - У меня уже около 15 бальных нарядов. Они все из одного исторического периода, потому что я очень люблю кринолины. Но все равно, все платья очень разные: чтобы я могла надеть любое, и постараться не повторяться с дамами из других городов. У меня два черных платья, но и они отличаются: одно под «стим-панк» (есть такой стиль и даже балы в Новосибирске), а другое середины 19 века. Кавалеры привыкли видеть нас в повседневной одежде, а потом, когда они видят нас в платьях - по-настоящему восхищаются.
Существует небольшая путаница между бальными танцами и историческими бальными танцами. Бальные – это спорт, танцы для сцены, где нет кринолинов, смеха и разговоров, прочей атрибутики их «исторического брата». Все элементы бальных танцев сложны и требуют специальной подготовки. В то время как к историческим бальным танцам может присоединиться даже тот, кто оказался здесь впервые.
Единственное, если платье не удалось взять в аренду, его придется шить или покупать. Исторические танцы – вовсе не бюджетное развлечение. По словам Анастасии, некоторые готовы выложить за красивый наряд свыше 45 тысяч рублей.
– Поначалу платье можно попросить на вечер, но если вы не умеете краситься - нужен визажист, не умеете делать прическу – парикмахер. Кавалерам намного проще, а дамы очень много денег и времени тратят на подготовку к балу. Мое самое дорогое платье стоило 12 тысяч, для Бийска это нормально. Но дамы с других городов берут и дороже. Причем стоимость платья не гарантирует его удобство: в некоторых придется и пострадать ради красоты. С утягивающимися корсетами, например. Платье на этот бал я купила у девочки из Барнаула, а у нее талия 55 см! Пришлось достаточно сильно затягивать. Но в танце ты привыкаешь и забываешь обо всех неудобствах.
Диана – пришла на бал первый раз
– Ранее я балы наблюдала только со стороны: неоднократно фотографировала такие мероприятия, подмечая для себя, что хочется оказаться на месте танцующих. И вот, мне выпал этот шанс: чуть больше часа ушло на прическу, макияж. Затягивание корсета – самая долгая экзекуция. Со стороны некоторые элементы танца могут показаться трудными, однако на самом деле, это очень увлекательно. Легко усваивается то, что показывают педагоги и даже получается цельный танец. Ощущения от платья добавляют эмоций, как будто я погрузилась в другую эпоху! Ты пропитываешься этим, становишься женственной, легкой, хочется держать осанку и кружиться в танце!
На званых балах часто происходят забавные ситуации, связанные как с элементами одежды дам, неловкостью партнеров или забавными обменами в игровом танце.
– Бывает всякое, - подтверждает Артем. - В силу того, что дам больше, некоторые из них танцуют за кавалеров. Но не все могут перестроиться: какая-то партия отличается, и тогда происходит путаница. Но главное не смотреть осуждающе на человека, который ошибся, а со смехом выйти из этой ситуации, чтобы не было неловкости. Ведь главное – это создавать настроение друг другу в танцах.