Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как это было: история бийского трамвая

Сегодня исполнилось 59 лет с тех пор, как на рельсы встал первый трамвай - абсолютно новый транспорт для Бийска начала 60-х годов.

О том, с какими трудностями сталкивались водители и техники первых трамваев, сколько пассажиров вмещали вагончики, каким был первый маршрут бийского трамвая мы вспоминаем, листая старые подшивки газеты и беседуя с теми, кто стоял у истоков городского электротранспорта.

Сейчас уже трудно представить наш Бийск без перестука трамвайных колес. Красные вагончики уже почти шестьдесят лет перевозят горожан из одной точки города в другую.

К началу 60-х годов в Бийске завершается строительство Бийского химического комбината. Он готов давать стране продукцию. Но, чтобы возить рабочих в промзону, существующих автобусов катастрофически не хватает. Поэтому первые работы по строительству трамвайных путей были начаты в Бийске еще в 1958 году. Тогда трамвайное депо стало еще одним, новым цехом химического комбината.

 

Первый маршрут трамвая - от Переезда к Западному кольцу

 

Предполагалось, что трамвай запустят к 7 ноября 1959 года – к праздничной дате. Однако в течение всего 1959 года со страниц «БР» не сходили тревожные, не лишенные экспрессии заголовки: «Пуск трамвая под угрозой срыва!», «Строительство трамвая – под общественный контроль!», «Городу нужен трамвай!», «Объявим трамвай народной стройкой», «Это дело всех бийчан».

К началу 1960 года укладка рельсов и установка контактной сети была закончена. Первым директором трамвайного парка был Константин Семиков. Группа водителей в количестве 25 человек обучалась в Новосибирске.

 

Пуск первого трамвая. 13 июня 1960 г. 

 

13 июня 1960 года в 6.00 часов на линию вышло пять вагонов типа КТМ-1 Усть-Катавского вагоностроительного завода. Первый трамвайный путь «Западное кольцо - Переезд» был всего 10,6 км.

Накануне этого важного для города события, газета писала:

Завтрашний день станет для тысячи бийчан днем, когда они избавятся от необходимости идти на работу пешком, или в битком набитом поезде, который плетется чуть быстрее черепахи. Завтра начнется регулярное движение трамваев.…После первой обкатки 25 мая трамвайщики провели огромную подготовительную работу. Тут и заготовка билетов, и распределение смен, и дальнейшая обкатка всех вагонов… Завтра в шесть часов утра водитель Чалова выведет на линию первый поезд…

График движения первых трамваев был таким: в утренние «часы пик» пять поездов отходили от Переезда в сторону Западного кольца через каждые 5 минут. Днем интервал по маршруту увеличивался до 18 минут. С 16 часов поезда снова начинали ходить через 5 мин от Западного кольца к Переезду. Движение заканчивалось в 00.30. Стоимость проезда в один конец составляла 30 копеек.

 

Пришел сюда слесарем-механиком в депо по ремонту. Всего тогда было 6 поездов – вагоны были спаренные, - вспоминает Василий Зубарев, слесарь-механик, начальник депо, ветеран Бийского трамвайного управления. – Чтобы выкатить колесные пары, нужно было выкатить их на улицу, установить домкраты, поднять вагоны, сгрузить их и везти через дорогу в РМЦ Треста - обтачивать бандажи.

В вагончиках было только 35 посадочных мест, а всего могло войти 50-60 пассажиров. Вагончики не отапливались и были деревянными, и лишь снаружи обшиты металлом. Но бийчан это нисколько не смущало – ездить на работу в промзону стало с появлением трамвая намного проще!

- Это был настоящий праздник для горожан, - рассказывает Василий Зубарев, - да еще какой! Ведь трамвай мог перевезти вас в любое время и в любую погоду – хоть дождь, хоть буран, хоть морозы – не было такого, чтобы трамвай не вышел на линию!

 

 

16 июня 1960 года «БР» опубликовал репортаж под заголовком «Трамвай вышел на линию»:

«Рабочий день подходит к концу. И вдруг у трамвайного депо появились два вагона. Тотчас, откуда ни возьмись, стали сбегаться к ним люди. Улыбки, шутки, смех. Раздается заливистый перезвон. Открываются двери вагонов, и толпа чуть ли не штурмом овладевает местами. Каждому хочется проехать по первому маршруту. Все, кто встречают трамвай на пути, машут руками, в знак уважения поднимают над головой кепки. Рабочие тягловой подстанции даже устраивают шуточный финиш – натягивают веревку поперек пути».

Очевидцы вспоминают: первые рейсы, пока на маршрут выходило только пять-шесть поездов, были набиты пассажирами так, что и на подножках висели, и на крышу пытались забраться.

 

На улице имени Григория Васильева

 

- Двери не закрывались – кто где хотел входил, кто где хотел выходил, - говорит Татьяна Чиркова, водитель трамвая с 40-летним стажем, ветеран Бийского трамвайного управления, -  набивались в тамбуры – они тогда были в вагонах - и на крышу пытались забраться. Народу было страшно сказать сколько!

Но трамвай оказался невероятно нужен городу и его жителям – поэтому он стал развиваться. По планам строительства до 1 ноября 1961 года трамвайная линия должна была дойти до завода «Продмаш». Вторую очередь объявили городской ударной стройкой, но дела разворачивались крайне медленно. В связи с этим Горисполком признал необходимым широко привлекать население города, коллективы предприятий на строительство трамвайных путей в выходные дни – начали устраивать субботники и воскресники.

- Позже получили мы еще три поезда, - рассказывает Василий Зубарев, - тогда их стало уже девять. В 1962 году получили еще один вагон – «десятку», КТМ-2. Этот был уже модернизированный – у него диски колесных пар были резиновыми, то есть бесшумными. Вагоны КТМ-1 и КТМ-2 в городе эксплуатировались вплоть до 1975 года. Они могли развивать скорость до 40 км/час.

Лидия Соколова на рабочем месте

- Ехала я на вагоне КТМ-2, - вспоминает Лидия Соколова, кондуктор, водитель трамвая, ветеран Бийского трамвайного управления,- выбило автомат, трамвай загорелся, а у меня копна волос была густая, я тоже пострадала. С тех пор мы, водители, по правилам техники безопасности, стали работать в косынках.

К началу 1964 года закончились основные работы по строительству второй очереди трамвая (5,6 км). Шли работы по подготовке и строительству третьей очереди городского трамвая от пер. Коммунарского до Лесозавода. Таким образом, трамвайный путь должен был пройти с одного конца города до другого, что окончательно разрешило бы проблемы с пассажирскими перевозками в черте города и его основных промышленных районов.

 

Прокладка трамвайных путей

 

Постановлением Алтайского крайисполкома № 654 от 3 октября 1964 года трамвайное управление было передано Бийскому Горпромхозу на правах самостоятельного предприятия и относилось к Министерству ЖКХ.

В 1965 году начинаются работы по строительству трамвайного пути в Заречье. И 6 ноября 1970 года по 5 маршруту с Коммунарского до Льнокомбината также пошли первые поезда.

Трамвай как вид транспорта прочно вошел в жизнь горожан и в историю города.

 

Продолжение следует…

 

Комментарии (4)

1000

Авторизоваться:

Единственное социально значимое предприятие оставшееся в Бийске невозможно было закрыть или прекратить его деятельность в связи запретом установленном в законе о банкротстве. Скоро арбитражный управляющий продаст народное достояние в ООО. Продажа стала возможна в связи с созданием сателита МУП ГорТранс и отказом Администрации оплатить из бюджета задолженность МУП БТУ, возникшую в связи ранним запретом для предприятия от Администрации как собственника повышать цены на проезд. МУП БТУ без Администрации не может повысить цену, так же как Администрация регулирует транспортные схемы пассажирского транспорта. Трамваи земестили автобусами. В рамках предвыборной компании на пост главы Бийска, кандидат Студеникин , заявил что ликвидация МУП БТУ, не повлечет последствий и позволит "решить непростую ситуацию на дорогах, путем их расширения". Таким образом ликвидация МУП БТУ это спланированная целенаправленная деятельность Администрации города совместно с большинством голосующих депутатов.

Отличная статья, спасибо! Жду продолжения) И чтобы фотографий не меньше)

Любитель прессы
Ирина Анатольевна, это некролог.
Ответить

"Первый трамвайный путь «Западное кольцо-Маяковская»" Поправка: остановка "Маяковская" тогда называлась "Переезд".