Сегодня на линию ежедневно выходят 32 вагона. Год назад зимой их выходило 40.
Трамвайный парк Бийска пополнится вагонами, списанными в столице. Они могут стать первыми трамваями после банкротства БТУ, собственником которых станет город.
Проехали
В начале января стало известно, что Бийск не войдет в проект по обновлению общественного транспорта в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Проект подразумевает выделение средств муниципалитетам на приобретение трамваев, автобусов и троллейбусов. На это федеральный центр выделил 3,5 млрд руб.
Но сначала необходимо было пройти конкурсный отбор. Двум городам-претендентам, представляющим Алтайский край, сделать это не удалось. Ни Барнаул, ни Бийск не набрали необходимого числа баллов для прохождения конкурса.
Критерии, по которым отбирали победителей, различные: от текущего положения в сфере пассажироперевозок до четких планов по развитию транспортной системы в каждом отдельно взятом муниципалитете.
Так что пока Бийску придется обходиться тем, что есть.
Год выпуска — страшно сказать
Отвечает город, прежде всего, за трамвайное хозяйство, поскольку сфера автоперевозок уже давно, с ликвидацией автоколонн, перешла в частные руки. Впрочем, еще пару лет назад в Бийске задавались целью вернуть на дороги муниципальные автобусы. Планировалось, что город закупит автотранспорт для участия в конкурсе перевозчиков, который намечен как раз на 2021 год, а администрировать работу муниципального транспорта будет «наследник» обанкротившегося «Трамвайного управления» - МУП «Бийскгортранс». Однако позже от планов по расширению парка МУПа отказались, возможно, временно. Пока же в муниципальном ведении находятся лишь трамваи.
Сегодня в рабочем состоянии находятся 57 вагонов. Где-то есть еще 16, но они, по словам Александра Лебедева, замглавы Бийска по вопросам ЖКХ, по сути, представляют собой металлолом, и лелеять надежду на их реанимацию не стоит.
- Всего у нас в парке шесть трамваев — чешские, производства «Татра», остальные отечественные – КТМ Усть-Катавского завода. Годы выпуска даже называть не буду — страшно, - говорит Александр Лебедев.
По данным «БР», старожилу трамвайного парка — под 40 лет.
Тем не менее, наши трамваи еще ходят. В самом трамвайном управлении, еще до банкротства, это объясняли тем, что на базе предприятия удалось сохранить ремонтную базу, ведь большинство деталей для составов изготавливают тут же. Особенно в цене слесари-электрики – они «штучные экземпляры» на рынке труда.
Пик приходится на утреннее время — с 6.30 до 9 часов и на вечернее — с 15.30 до 18 часов. В среднем, в эти промежутки трамваи идут через пять минут, в остальное время — через 8-9 минут. Ждать ли, что бийчане вернутся в транспорт, не понятно.
Для Москвы старые
Тем не менее, новые трамваи в город все-таки придут. Бийск получит трамвайные вагоны, которые региону передает Москва. Списанные в столице трамваи направят в Алтайский край. Это тоже чешские «Тарты». Самый приметный вагон той же марки из тех, что уже давно курсируют в Бийске, — синенький, закругленный. Он «приехал» в город еще подарком от губернатора Александра Карлина.
- Вагоны, которые придут из Москвы, после капитального ремонта, очень хорошие, - делится впечатлениями Илья Хименко, замдиректора МУП «Бийскгортранс».– По сравнению со старыми трамваями, у них выше энергоэффективность. То есть, расход электроэнергии на движение одного такого вагона почти на треть меньше, чем у наших.
Однако в ближайшее время оценить старые для Москвы и новые для Бийска «Татры» не получится. Специалисты из Бийска уже побывали в столице, осмотрели вагоны. Теперь впереди юридическая процедура передачи вагонов: снятие и постановка на баланс. На это может уйти несколько месяцев. Например, планируется, что в Барнауле полученные трамваи выйдут на линию не раньше лета. У нас, возможно, будет так же.
Миллион — за трамваи
Зато это будут городские трамваи. Может ли быть иначе? Может. Например, те вагоны, на которых сейчас ездят бийчане, муниципалитету не принадлежат. Они — имущество обанкроченного «Трамвайного управления», и распоряжается им конкурсный управляющий.
Трамваи, которые сегодня выходят на линию, те самые 57 вагонов, город берет в аренду и платит за них около 1 млн руб. в месяц.
Вопрос, который неоднократно поднимался, в том числе и на заседаниях Думы Бийска, намерен ли муниципалитет выкупать эти вагоны в собственность? Ведь если да, пора закладывать в бюджет сумму на их приобретение. Однако в мэрии не советуют спешить с вопросом, поскольку конкретных сумм, в которые бы оценили имущество бывшего «Трамвайного управления», еще нет. Меж тем, конкурсный управляющий регулярно выставляет на торги то оборудование «Трамвайного управления», то подстанции... В администрации вновь советуют не волноваться, мол, это оборудование и подстанции, которые в непосредственном процессе перевозок не задействованы.
В целом чиновники говорят, что у администрации есть планы на будущее бийского трамвая, но об источниках их финансирования «с большой трибуны» говорить пока рано.
Лет 30-40 назад такое даже в самых жутких кошмарах не могло предвидится.