Дисциплинирует или вызывает раздражение? Уравнивает или подавляет индивидуальность? «БР» оценил плюсы и минусы школьного дресс-кода.
Накануне начала нового учебного года, снова актуальным становится вопрос о единой форме одежды в школах. Нужна ученикам форма или нет - вопрос почти риторический, имеющий множество причин отвечать на него положительно, и не меньше - чтобы ответить отрицательно.
Школьная форма в России имеет богатую историю. Впервые введенная еще в Российской империи она, по прошествии многих лет, неоднократно менялась и теперь вовсе, кажется, канула в лету. Самый яркий пример, который вспоминается, - наряды учащихся советских лет, напоминающие старые формы гимназистов. Коричневые платья, белые передники и воротнички, костюмы для мальчиков на четырех пуговицах - все это стало классикой, на которую равняются даже сейчас. Кстати, в советские годы даже прическа школьниц была стандартизирована - косы с бантами.
Фото: Татьяна Бушук, photocentra.ru
Сегодня же, согласно Закону об образовании, каждая школа вправе сама принимать решение будут ли ее ученики носить единую форму. И, несмотря на свободу выбора, большинство бийских учебных заведений все же выдвигают требования к внешнему виду школьников.
-У нас в форме ходят ученики начальной школы, а также пятых и шестых классов, -говорит Наталья Федака, директор школы № 40. - Родители на свое усмотрение покупают или заказывают одежду, чтобы она была удобна для детей, и очень трепетно относятся к этому вопросу, особенно в начальном звене. Мы считаем, что форма дисциплинирует детей.
Однако руководитель признается, со школьниками среднего звена приходится сложнее. Объяснить это можно переходным возрастом, подростки хотят через одежду подчеркнуть свою индивидуальность и начинают протестовать против единого стиля. При этом родители школьников все же голосуют, пусть и не за единую форму, но хотя бы за деловой стиль.
-В этом году мы вводим положение о самом лучшем классе и в нем одним из пунктов как раз является наличие делового стиля одежды учеников, - рассказывает Наталья Ивановна. - Инициатива внесения этого условия исходила, кстати, от самих старшеклассников. Мы считаем, что детей нужно учить и как одеваться тоже.
Умение быть опрятным, выглядеть красиво, самостоятельно ухаживать за своей школьной формой - важные навыки, которым дети не ограниченные единым стилем, могут и не научиться, уверяют психологи. Кроме того, специалисты говорят, что соблюдение правил внешнего вида, предъявляемых к школьникам, действительно влияет на эмоциональный и на интеллектуальный уровень детей, так как дети в форме держат себя в определенных границах.
- Форма дисциплинирует и настраивает на учебный лад, - говорит психолог Ирина Фёдорова. - Для ребенка это принадлежность к чему-то большему: к классу, к школе, гордится он этим или нет. В форме дети чувствуют себя совершенно иначе. Например, в шортах и футболке на детской площадке они могут побегать и попрыгать, но если ребенок выйдет во двор в форме, то будет чувствовать себя уже по-другому. Тут работает так называемый синдром роли: мама, придя с работы тоже должна переодеться в удобный халат, чтобы поменять свою роль с начальницы на домохозяйку, так и у детей.
Что касается подростковых противостояний, психолог уверяет, необходимо говорить с ребенком, объяснять ему, что существует дресс-код и родители тоже не могут прийти на работу в пижаме. Большую роль в этом должна играть и сама школа, устанавливая определенные правила. Если договориться не получается, можно попытаться пойти с подростком на компромисс и включить в его ежедневный образ хотя бы один элемент обязательной одежды.
- Выглядит очень красиво, когда в учебном заведении все одеты строго, в деловом стиле: рубашка, брюки - говорит Екатерина Коваленко, девятиклассница. - Иногда это сильно надоедает, хочется просто надеть удобное худи. В таких случаях я выбираю к нему черные джинсы, потому что у нас в школе в основном внимание обращают на низ одежды - главное, чтобы он был черным.
Комфорт действительно то, о чем не стоит забывать, говоря о ежедневной одежде ребенка, в которой он проводит по несколько часов в день. В этом году об этом заговорили на государственном уровне. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, рассказал об утверждение предварительного национального стандарта на школьную форму, запланированном на 2020 год. Стандартизировать форму планируют в основном по ее качеству. В документе укажут требования к прочности и стойкости материалов, параметры воздухопроницаемости и гигроскопичности ткани и подкладки. Так как синтетика, из которой зачастую шьют детские пиджаки и жилеты, объясняя это тем, что ткань не мнется, не способна впитывать, удерживать влагу и дышать, тем самым причиняя вред здоровью ребенка.
Не стоит забывать и о погодных условиях. Климат, в котором мы живем, большую часть учебного года не позволяет девочкам ходить в школу в юбках и колготках. А переодеваться каждый день, добравшись от дома до школы, не самое простое занятие для детей. Кроме того, противники единой униформы утверждают, что она подавляет индивидуальность ребенка, но это спорный вопрос.
- На мой взгляд, форма нужна не только для младшего, но и для среднего звена, вплоть до старших классов, - говорит Елена Мартемьянова, учитель начальных классов школы № 18. -Поколение детей сейчас не самое толерантное, а по материальному положению все семьи разные, поэтому лучше, чтобы все дети были в одинаковых условиях, одевались в форму, и социальные различия не были так видны. А проявить свою индивидуальность ребята могут в свободное от учебы время.
Так аргументы «против», рушатся о противоположные доводы «за», и вопрос о введении единой школьной формы остается открытым. Стоит отметить лишь опыт других стран, где единый дресс-код в школах успешно действует много лет, а ученики гордятся своей формой и искренне любят ее.
Индивидуальность можно проявить во внеучебное время, я думаю. А в школе ее проявлять лучше в учебе, а не в шмотках. Полезнее для будущего.