За последние десять лет протяженность линий электроосвещения на федеральных трассах Алтайского края и Республики Алтай увеличилась на 151 км и будет расти.
– Система освещения – важная составляющая, обеспечивающая безопасность всех участников дорожного движения, – подчеркнул Ярослав Долинский, начальник ФКУ Упрдор «Алтай». – Поэтому мы ищем способы, как сделать ее более качественной.
В числе методов повышения надежности – удаленное управление линиями электроосвещения. На трассах Р-256 «Чуйский тракт» и А-322 с 2009 года применяют автоматизированную систему диспетчерского управления трансформаторными подстанциями. Она позволяет оптимизировать график включения и выключения на каждом конкретном объекте, в онлайн-режиме управлять яркостью, получать оперативную информацию об аварийных ситуациях и незамедлительно их устранять. Для снижения затрат с 2011 года используют светодиодные светильники, на развязках устанавливают осветительные мачты.
Отдельная тема – использование автономных систем, работающих на энергии солнца и ветра. Они обеспечивают освещение вне населенных пунктов – на пешеходных переходах и остановках, удаленных от линий электропередачи.
На федеральных трассах смонтировано уже 76 установок, однако, утверждают эксперты, климат создает сложности. Расход энергии возрастает в зимние месяцы, тогда как вырабатывается она более активно, наоборот, летом. Низкие отрицательные температуры негативно сказываются на работе аккумуляторных батарей. Варианты решения проблем существуют, но широких научных исследований в этой области пока нет, и подрядные организации продолжают изыскивать новые пути.
Впереди таких проектов много. Так, в этом году в Республике Алтай заработает освещение на Чуйском тракте в 14 селах (32 км). В Алтайском крае населенные пункты освещены, новые линии будут вводить в рамках капитального ремонта и реконструкции федеральных дорог.