Единый государственный экзамен в очередной раз предложили отменить. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы. Его авторы отмечают, что подготовка к тестированию больше похожа на дрессировку.
Отказаться от ЕГЭ, который используют для проведения итоговой аттестации уже 10 лет, предлагали и раньше. Активисты критикуют не только содержание заданий, в которых, по мнению многих, слишком много информации, не входящей в школьную программу. Обсуждают слишком строгую процедуру ЕГЭ, когда выпускники проходят через металлодетекторы и решают задачи под наблюдением камер. Законопроект об отмене этой формы экзамена уже предлагали в 2016 году, тогда Госдума его отклонила.
Споры о необходимости тестирования продолжаются и среди выпускников. У тех, кто уже сдал ЕГЭ или только готовится к аттестации, встречаются противоположные мнения. Будущий педагог Михаил, несколько лет назад вместе с одноклассниками писавший выпускные тесты, в современных экзаменах ничего дурного не видит. Даже, наоборот, по его мнению, система аттестации год от года становится совершеннее.
– Многие вспоминают, как сами сдавали ЕГЭ 5–10 лет назад, нервничали, сомневались, но не видят того, что за это время многое изменилось, – говорит студент. – ЕГЭ понемногу меняется каждый год. Недостатки формы экзамена и его содержания практически устранили. В заданиях полностью устранили человеческий фактор, и угадать правильный ответ, как нас часто пугали, теперь невозможно.
Студентка Наталья тоже не считает экзамены невыполнимым испытанием. Экзамены девушка сдавала три года назад, и до сих пор удивляется – ЕГЭ оказалось легче, чем ожидали выпускники.
– В 10–11-м классе нам на каждом уроке говорили о ЕГЭ, – вспоминает Наталья. – Учителя предупреждали, что будет очень сложно, что мы должны постоянно готовиться… Я делала все дополнительные задания в школе, ходила на подготовительные курсы и к репетитору. Возможно, поэтому на самих экзаменах было несложно: приходила в аудиторию и выполняла все задания.
Мама выпускницы Татьяна считает, что основная проблема ЕГЭ кроется не в самом экзамене, а в подготовке к нему. Во многих школах изучение математики или истории в старших классах превращается в «натаскивание». Большую часть тем рассматривают в виде возможных заданий в экзаменационных бланках.
– Моей дочери повезло – «натаскивание» началось в 10-м классе, когда основной курс школы дети уже прошли, – отмечает Татьяна. – Ребята из нашего класса научились и рассуждать, и решать задачи. А что с теми детьми, которым только объясняли, как правильные ответы в тестах отмечать? Экзамены они, может быть, и хорошо сдали, а как им дальше учиться в вузах?
Несмотря на обсуждения, в Министерстве образования РФ от единого госэкзамена отказываться не собираются. Об этом представители ведомства рассказали сразу после предложения депутатов отменить тесты. Одним из главных достижений ЕГЭ в министерстве считают то, что экзамен дает школьникам из разных регионов равные возможности при поступлении в вузы. Благодаря одинаковым тестам приемные комиссии могут оценивать знания и подготовку выпускников на понятных условиях.