Народный праздник Златоустьев огонь отмечается 9 февраля (по старому стилю – 27 января).
В церковном календаре это день почтения памяти константинопольского архиепископа и богослова Иоанна Златоуста. Другие названия праздника: Иван Златоуст, Иван Златоустый, День Ивана Златоуста.
Иоанну Златоусту в народе было принято молиться о просвещении разума и о постижении духовной грамоты, а также о помощи в отчаянии. Кроме того, в день Иоанна Златоуста произносили особый заговор от зубной боли. Он звучал так: «Лазарева суббота, Златоустьев день, у кого болят зубы, чтобы те зубы окаменели и вовек не болели».
Праздник получил название Златоустьев огонь, так как в этот день с особым вниманием относились к домашнему очагу — чтобы мир да достаток в семье были. 9 февраля было принято чтить печной огонь, который выступал как заместитель живительного солнечного света в зимнее время. Делалось это для того, чтобы призвать в дом здоровье и достаток, а на поля – плодородие. Затопить печь надо было так в этот день, чтобы разом занялись все поленья, чтобы устье печи стало золотым (злато-устье). А для этого заранее сушили дрова да щипали лучину.
Лучину заготавливали зимой — впрок. Делалось это в суровое время года потому, что в холодные месяцы деревья «засыпают» и в их стволах не так много сока, как весной или летом. На лучины рубили березы и распиливали их на чурки длиной не более 80 сантиметров. Раскалывали их пополам, снимали кору и сушили целый год. Если лучину плохо высушить, то она, сгорая, будет трещать и шипеть. Когда наступали темные вечера, поленья дополнительно просушивали в печах и специальным ножом-лучевником щепали лучину до трех сантиметров в ширину и толщину.
Существовали в этот день и метеорологические приметы. Говорили, что если облака идут против ветра — это к снегу; стекла потеют — к теплу. После метелей рассматривали сугробы: если верхушки закруглены — это обещало хороший урожай.
Желательно в этот день было избегать порезов, ожогов и травм. 9 февраля не советовали также делать покупки, дарить подарки и мыть голову.