Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В Алтайском крае обсудили возвращение трудового воспитания в школах

Школа. Урок. Школьники

Представители краевого министерства образования, Госдумы и педагоги обсудили приобщение школьников к общественно-полезному труду

Трудовое воспитание в традиционной форме сохранилось у нас преимущественно в сельской местности. Основная площадка для отработки навыков – приусадебные участки. Размеры их разные -  от 2 до 25 соток. Здесь выращивают овощи, ягоды, фрукты. Морковка, свекла, помидоры, перец, капуста, фасоль, тыква – все свое. Работа находится для каждого. Ребята постарше – сажают и копают, младшеклассники шелушат фасоль и выполняют другие несложные задачи.

Результат – на тарелке. Школьные обеды в таких учебных заведениях – не только кладезь витаминов, но заметное подспорье семейному бюджету. Обед обходится в 38-40 руб. с учетом того, что в меню ежедневно есть мясные блюда.

По такой схеме в Кытмановском районе практические занятия проводят в 14 школах, в Троицком – в 12 школах, в Тогульском - урожая, выращенного школьниками, хватает и на детские сады. А вот в Зональном районе овощную продукцию закупают в магазинах.
Огород при школе
Огород при школе

Здесь родители высказались против привлечения их детей к труду.

- Все происходит на основе добровольчества, - поясняет Светлана Говорухина, министр образования Алтайского края. - Каких-либо жестких нормативных актов о трудовом воспитании школьников нет.

В итоге приобщаться к труду дети сегодня могут лишь с письменного согласия родителей. И вот что интересно, если в одних школах родители категорически против того, чтобы их детям прививали трудовые навыки, то в других программа идет на ура. Едва ли эти семьи так полярно расходятся во взглядах. Скорее – дело в подходе.

«Обязаловка» - не выход. А вот современная, интересная подача таких занятий в первую очередь привлечет самих школьников. Например, селфи с практических занятий – это круто, а не зазорно.

Работать на общий результат – значит уметь быть частью команды, а значит, иметь возможность проявить свои лидерские качества или поучиться им у других. От общего успеха, направленного на то, чтобы быть полезным обществу, зависит и твой личный успех. Хорошо для всех – значит, хорошо для каждого. Именно на таких принципах воспитывают взрослых, ответственных людей, которыми в будущем хотел бы видеть своих детей каждый родитель.

На круглом столе по вопросу трудового воспитания в школах.
На круглом столе по вопросу трудового воспитания в школах.

- Опыт, который представлен сегодня школами сельских районов, является уникальным. Мы хотим использовать его на площадке Государственной Думы как экспертное мнение для внесения тех или иных поправок в действующее законодательство, - говорит Александр Прокопьев, депутат Госдумы. - Мы договорились,  что министерство образования Алтайского края обобщит ту информацию, которую высказали представители школ, выработает общие подходы и принципы для того, чтобы минимизировать бюрократию в этих процессах.

В городах подобные уроки трудового воспитания тоже были.

Родители сегодняшних бийских школьников хорошо помнят, как всем классом ездили на картошку и морковку. Малоугреневский овощной совхоз принимал семиклассников из Бийска не то что на день – на целые недели.

По 20 дней ребята проводили на прополке сельхозкультур. «Подшефными» у школьников были картошка, свекла, лук, капуста. А в сентябре был еще один заезд – на сбор урожая моркови.

В теплице школы №25
В теплице школы №25
Фото: группа "Бийск: вчера и сегодня" в ВК

Тех, кто помладше, тоже приучали к труду, но уже на территории школы. Летняя практика включала в себя прополку и полив клумб, побелку, мытье полов и окон и прочее. Сегодня такие работы в школах тоже проводят, классы получают «разнарядку» на практику, но массовым явлением это давно перестало быть.

- Возрождение трудового воспитания - это хорошая идея, но в условиях города нужно будет рассматривать, в каких сферах мы сможем приобщать детей к труду. Сделать это как в селах, на приусадебных участках, не получится – в городе просто нет места под них. Да и сами дети уже совсем другие. В то же время я согласна, что уроков труда, практических навыков сегодня школьникам не хватает, - говорит Маргарита Карпова, председатель Общественной палаты Бийска, руководитель профсоюза работников народного образования.

Хорошо это или плохо – мнение родителей иногда разнится, но взрослые давно признают: трудовые навыки нынешние дети в полном объеме не получают. Отсюда - и некое ощущение, что современные подростки думают, что булки растут чуть ли не на деревьях. А еще пропадает уважение к чужому труду.

Об этом говорили и во время визита в Бийск экспертов центрального штаба Народного фронта.

- Вот, например, у вас дети лавочки ломают и маркерами на стенах пишут, - а все потому, что они это все «своим» не ощущают, - говорит Светлана Калинина. - Так привлекайте детей и подростков к обустройству городского пространства. На уроках труда вполне можно лавочки мастерить для улицы, и поставить их неподалеку от школы. На сделанную своими руками они уже не будут залезать с ногами. Или можно всем классов выйти на субботник - не только на территории школы, за которой и так следят, а до ближайшего парка.

Это, кстати, ответ на вопрос, что делать в городских школах, при которых развернуть участок с посадками возможности нет, а вывозить школьников в поля, как прежде, родители вряд ли согласятся.

При этом важно подготовить хорошо проработанную нормативную базу, обращает внимание Маргарита Карпова: кто и за какую доплату будет этим заниматься, потому что нагрузка на педагогов сегодня и без того высокая. Отдельный вопрос – работа с родителями. Приучение к труду должно выглядеть не как повинная, а как подготовка к взрослой жизни, в которой нынешнему школьнику придется самому принимать решения и выполнять множество задач.

Комментарии (18)

1000

Авторизоваться:

А родителям проще телефон в руки ребенку дать и всё. И к труду их не приучают дома, редко кто так делает. Проще сходить в ТЦ, в кинотеатр с попкорном. А потом если уроки сделал, смартфон в руки и в интернете.

Школяр
гость1, ну да. От работы кони дохнут (вековая народная мудрость).
Ответить

Возродить бы депутатов из рабочих

Кабыбы
Гость, твои "рабочие"(вдоволь насмотрелся я на тех и этих) палец об палец не ударят ради такого возрождения.
Ответить
Гость
Кабыбы, кабы абы и мотрел
Ответить
Гость
Гость, ну помечтай еще трошки
Ответить

Пусть трактор работает - он железный.

Да и правда, кому нужны эти скучные основные школьные предметы, крестик ставить научился и в поля! Расписаться за трудодни сможет - уже хорошо!

При союзе нормой это было... и полы в школе и классе сами мыли,и вахтёра жуть как боялись🤣

Гость
Андрей , ты аж ссался при виде вахтёра судя по твоим постоянным упоминаниям этого, поди до сих пор ссышься при виде технички в магазине?
Ответить
Андрей
Гость, тыкни в анал себе...
Ответить
Гость
Андрей , зачем мне с тебя пример брать, это ты в этом профессионал судя по твоим познаниям.)))
Ответить
Д С
Андрей , у нас в школе не мыли и вахрёра ни во что не ставили, если ты раб на тебе и ездят, райончик был конечно тот ещё может по этому и не напрягали?
Ответить
Андрей
Д С, мОлод ты наверное... у нас нормой это было,и везде.Райончик у меня нормуль,всю молодость до армейки на вокзале жил.
Ответить

Бесплатный труд запрещён конституцией.

Ну вот, настал мой час ! Научу ребят : строгать, пилить, шурупы забивать, гвозди закручивать . Шуруп забитый молотком, держит лучше, чем гвоздь закрученный отвёрткой !

Отличная идея. В тополиной аллее по Вали Максимовой листья, собачьи экскременты собвчьи убирали 8 школа. А теперь рабочие. Накладно городу.

Последние два предложения особенно угарные.Ну кто из родителей сейчас задумывается о подготовке своих детей к взрослой жизни?