Представители краевого министерства образования, Госдумы и педагоги обсудили приобщение школьников к общественно-полезному труду
Трудовое воспитание в традиционной форме сохранилось у нас преимущественно в сельской местности. Основная площадка для отработки навыков – приусадебные участки. Размеры их разные - от 2 до 25 соток. Здесь выращивают овощи, ягоды, фрукты. Морковка, свекла, помидоры, перец, капуста, фасоль, тыква – все свое. Работа находится для каждого. Ребята постарше – сажают и копают, младшеклассники шелушат фасоль и выполняют другие несложные задачи.
Результат – на тарелке. Школьные обеды в таких учебных заведениях – не только кладезь витаминов, но заметное подспорье семейному бюджету. Обед обходится в 38-40 руб. с учетом того, что в меню ежедневно есть мясные блюда.
Здесь родители высказались против привлечения их детей к труду.
- Все происходит на основе добровольчества, - поясняет Светлана Говорухина, министр образования Алтайского края. - Каких-либо жестких нормативных актов о трудовом воспитании школьников нет.
В итоге приобщаться к труду дети сегодня могут лишь с письменного согласия родителей. И вот что интересно, если в одних школах родители категорически против того, чтобы их детям прививали трудовые навыки, то в других программа идет на ура. Едва ли эти семьи так полярно расходятся во взглядах. Скорее – дело в подходе.
Работать на общий результат – значит уметь быть частью команды, а значит, иметь возможность проявить свои лидерские качества или поучиться им у других. От общего успеха, направленного на то, чтобы быть полезным обществу, зависит и твой личный успех. Хорошо для всех – значит, хорошо для каждого. Именно на таких принципах воспитывают взрослых, ответственных людей, которыми в будущем хотел бы видеть своих детей каждый родитель.
- Опыт, который представлен сегодня школами сельских районов, является уникальным. Мы хотим использовать его на площадке Государственной Думы как экспертное мнение для внесения тех или иных поправок в действующее законодательство, - говорит Александр Прокопьев, депутат Госдумы. - Мы договорились, что министерство образования Алтайского края обобщит ту информацию, которую высказали представители школ, выработает общие подходы и принципы для того, чтобы минимизировать бюрократию в этих процессах.
В городах подобные уроки трудового воспитания тоже были.
По 20 дней ребята проводили на прополке сельхозкультур. «Подшефными» у школьников были картошка, свекла, лук, капуста. А в сентябре был еще один заезд – на сбор урожая моркови.
Тех, кто помладше, тоже приучали к труду, но уже на территории школы. Летняя практика включала в себя прополку и полив клумб, побелку, мытье полов и окон и прочее. Сегодня такие работы в школах тоже проводят, классы получают «разнарядку» на практику, но массовым явлением это давно перестало быть.
- Возрождение трудового воспитания - это хорошая идея, но в условиях города нужно будет рассматривать, в каких сферах мы сможем приобщать детей к труду. Сделать это как в селах, на приусадебных участках, не получится – в городе просто нет места под них. Да и сами дети уже совсем другие. В то же время я согласна, что уроков труда, практических навыков сегодня школьникам не хватает, - говорит Маргарита Карпова, председатель Общественной палаты Бийска, руководитель профсоюза работников народного образования.
Хорошо это или плохо – мнение родителей иногда разнится, но взрослые давно признают: трудовые навыки нынешние дети в полном объеме не получают. Отсюда - и некое ощущение, что современные подростки думают, что булки растут чуть ли не на деревьях. А еще пропадает уважение к чужому труду.
Об этом говорили и во время визита в Бийск экспертов центрального штаба Народного фронта.
- Вот, например, у вас дети лавочки ломают и маркерами на стенах пишут, - а все потому, что они это все «своим» не ощущают, - говорит Светлана Калинина. - Так привлекайте детей и подростков к обустройству городского пространства. На уроках труда вполне можно лавочки мастерить для улицы, и поставить их неподалеку от школы. На сделанную своими руками они уже не будут залезать с ногами. Или можно всем классов выйти на субботник - не только на территории школы, за которой и так следят, а до ближайшего парка.
Это, кстати, ответ на вопрос, что делать в городских школах, при которых развернуть участок с посадками возможности нет, а вывозить школьников в поля, как прежде, родители вряд ли согласятся.
При этом важно подготовить хорошо проработанную нормативную базу, обращает внимание Маргарита Карпова: кто и за какую доплату будет этим заниматься, потому что нагрузка на педагогов сегодня и без того высокая. Отдельный вопрос – работа с родителями. Приучение к труду должно выглядеть не как повинная, а как подготовка к взрослой жизни, в которой нынешнему школьнику придется самому принимать решения и выполнять множество задач.
А родителям проще телефон в руки ребенку дать и всё. И к труду их не приучают дома, редко кто так делает. Проще сходить в ТЦ, в кинотеатр с попкорном. А потом если уроки сделал, смартфон в руки и в интернете.