Площадка возле политехнического института на время стала «испытательной»
В этом учебном году в Бийском политехническом институте возобновил свою работу ракетомодельный кружок. В День космонавтики ребята решили не только показать итоги своего труда, но и посоревноваться друг с другом. Мальчишки, ученики 5-6-х классов увлеченно спорят: кто будет ракету ставить, кто накачивать воздух, кто нажмет кнопку пуска. Все дело в том, что и ракеты эти – необычные.
– Мы перешли на новый тип ракет, они называются гидропневматические, то есть летают на воде, – объясняет Евгений Сыпин, начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и одаренной молодежи Бийского технологического института. – Их хорошее свойство заключается в том, что они многоразовые. К 12 апреля мы приурочили небольшое соревнование среди наших ребят, пригласили тех, кто ходит к нам, и на другие кружки, просто школьников города.
Собравшиеся ракетомоделисты разбились на команды, к запуску подготовлены пять ракет. Эти ракеты – интеллектуальные, внутри каждой электроника, которая определяет многие параметры. В частности, когда модель взлетает достаточно высоко и начинает падать, происходит выброс парашюта. Система сама определяет, когда это нужно сделать. В результате, ракета спокойно приземляется и ее можно снова заправить водой.
– Чтобы ракета взлетела, в нее накачивается воздух, и под его давлением вода выбрасывается – обычное реактивное движение, – объясняет азы Евгений Викторович.
Находиться на площадке недалеко от запуска ракет – совершенно безопасно.
– У нас были случаи, когда на испытаниях без детей, мы переусердствовали: накачали слишком большое давление, и рабочие сосуды не выдерживали и взорвались. При этом, максимальный ущерб – мокрый человек, – говорит Евгений Сыпин.
Ракеты безопасные, многоразовые, и в то же время, в них предусмотрено множество параметров, которые можно регулировать и менять. Поэтому, дети могут ставить множество экспериментов, самостоятельно постигая, как работает такая техника.
– Самое распространенное заблуждение, это когда думают, что чем больше воды нальешь, тем выше ракета взлетит, – подмечает Евгений Викторович. – Но это вообще не так: потому что вода тоже имеет вес. Если слишком много налить, ракета становится тяжелой, взлетает невысоко. А если налить мало, «топлива» на хороший полет может не хватить.
Поэтому задача участников правильно выбрать, рассчитать тот оптимальный объем воды, что должен быть задействован, а это – серьезная задача.
Помимо всего прочего, такие соревнования по-настоящему зрелищные: ракеты взлетают эффектно, высоко. Даже если ракета сделана не совсем правильно, она все равно поднимется выше четвертого этажа.
– А когда мы пробовали на максимум накачивать, с правильным количеством воды, то взлетает метров на 25-30! – ракеты за спиной Евгения Сыпина, действительно, взлетают выше деревьев. – Самое главное, что потом электронику еще можно подключить к компьютеру, скачать с нее информацию и посмотреть, на какую высоту взлетала ракета. Поэтому, у нас еще и некоторое соревнование.
Изготовление таких ракет достаточно бюджетно, но самое главное, что потенциал развития у такой конструкции – высокий. Так как ребята занимаются только первый год, ракеты максимально простые. Потом юные ракетомоделисты будут создавать и управляемые модели.
Начиная заниматься в этом направлении с 5 класса, мальчишки уже «входят» в профессию.
– Кружок у нас существует при кафедре ракетных двигателей, он профильный. Понятное дело, что если мы учим специалистов этого направления, надо и детей привлекать – станут они ракетчиками потом или нет, это их выбор, но интерес однозначно будет. Самое важное в этом то, что они просто могут попробовать, ранняя профориентация – это правильно, я считаю. Ребенок может получить здесь определенные серьезные знания, потому что тут и физика, и химия, и математика. И это все применяется на практике, – уверен начальник отдела научно-исследовательской работы.
Модели ракет сделаны с виду просто, и запускаются так, что куда направят, туда и летит. Порывом ветра ее может снести и на дерево, поэтому всех, кто пришел посмотреть, просят отойти подальше. Об устройстве ракеты рассказал Александр Толстов, преподаватель кружка по ракетостроению в Политехническом институте:
– Ракета состоит из твердой ПЭТ-пленки, вниз вставляется пластиковая бутылка, и она сделана таким образом, что ее можно накачать до 8-10 атмосфер и запустить ракету вверх. Также на 3D принтере были напечатаны обтекатели ракеты и уплотнительные кольца для самой крепежной части. Некоторые части также сделаны из фанеры, таким образом, школьники все склеили и получили готовую модель, – объясняет он.
Проблемы при запуске ракет могут возникнуть, если был неправильно сложен парашют, и, кроме этого, если перекачано давление в бутылке, лишний воздух – и она взорвется.
– Парашют должен раскрываться при снижении максимальной высоты на один метр, – говорит Александр Александрович. – Все результаты записаны, запуски – зафиксированы, и, таким образом, будет определены и награждены победители.
Оценивается будет не только «высокий полет», но и время запуска.
Владимир Меньшиков, который занимается в кружке уже год, подмечает – в ракете важно уделить внимание конструкции в целом:
– Самое сложное в ракете – ее электроника и устройство парашюта, важно, чтобы он правильно выбросился. Работа у нас была разделена, кто-то моделировал ракету в компьютере, кто-то создавал обтекатели, чтобы потом их сделать на 3D-машине из пластика. Но чтобы даже правильно созданная ракета лучше полетела, важно ее еще и правильно накачать.
ракеты на воде. автомобили на лошадях?! ))) по-моему все немного свихнулись на мнимой безопасности...