Только малый бизнес начал приходить в себя после covid-ограничений, связанных с режимом обязательных растрат, а тут - новые перемены
В России перестала полноценно функционировать популярная социальная сеть Instagram (соцсеть запрещена в РФ; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Эта площадка уже давно использовалась не только для того, чтобы показать на фотографиях, что ты ел и где отдыхал. Для многих людей соцсеть стала местом для продвижения бизнеса. «БР» узнал, как они изменили подход к ведению своего дела, и на какие площадки уходят теперь.
SMM-менеджер: «Клиенты остались, и даже появились новые»
Маша Шастова, SMM-менеджер
– Я по роду деятельности веду страницы бизнеса в соцсетях, помогаю компаниям и мастерам в продвижении. Несмотря на то, что продвижением бизнеса можно заниматься в любых соцсетях, до запрета популярной ранее соцсети, упор делался именно на нее. В других я не работала вообще.
В моем случае, клиенты не любят распространяться, что ведут страницу не сами.

После закрытия Инстаграм (соцсеть запрещена в РФ; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) первую неделю там действительно стало очень пусто. Меньше реакций на посты и просмотров сториз (короткие истории о происходящем сейчас, актуальная информация – прим.ред.). Но спустя пару недель все более-менее восстановилось.
Что касается клиентов, то одна из компаний, с которой я работала, действительно отказалась от моих услуг и взяла паузу от соцсетей, увидев снижение активности подписчиков. Они планируют подождать и посмотреть, как сложится ситуация, появятся ли новые сети, куда пойдут люди.
Остальные мои клиенты все остались, даже появились новые. Сейчас хорошая возможность занять ниши тех, кто ушел из этой сети. Как говорится, «Свято место пусто не бывает». Но все-таки скажу, что и я стала активнее пользоваться Телеграмом, но только как читатель. Своего канала или клиентов там не веду. Пока не возникло особой необходимости в этом.
Считаю, что уходить из соцсетей насовсем бизнесу точно не стоит. Если есть возможность, рекомендую вести несколько соцсетей: как правило, аудитория в них совершенно разная, новых клиентов можно найти везде.
Сыровары: «Наша реклама – сарафанное радио»
Алена Колоскова, управляющая сыроварней «Солоновкино»
– В этой соцсети у нас была страничка, которая остается и сейчас. Но на самом деле, мы ее используем не очень активно, потому что наши продажи все-таки более ориентированы на оффлайн, нежели онлайн. Это связано с тем, что в нашем районе (100 км от Бийска) до сих пор очень плохой интернет. Поэтому, даже интернет-магазин, который у нас существует на этой платформе, оставляет желать лучшего. Но спад клиентской, покупательской способности мы, конечно, отмечаем. Примерно в два раза. Но это связано не с тем, что ушла эта сеть. Даже те клиенты, которые к нам приезжают, теперь покупают гораздо меньше, чем даже полгода-год назад.

Но так как у нас есть организованные доставки, мы уже делаем первые шаги в Телеграм, организуем доставку сыра и авторских конфет в другие регионы.
Прогнозы как все будет развиваться дальше, сейчас делать сложно. Несмотря на весь наш оптимизм, они, будем реалистами, достаточно неутешительные. Многие наши знакомые, которые работают в этой же сфере, либо ушли из запрещенной в России сети, чтобы перейти и начать развивать другие платформы, либо у них отмечается полное затишье.

Мы много общаемся с другими регионами, с нашими коллегами: пока все в растерянности.
Но наша реклама в большинстве своем – это сарафанное радио. К нам приходят постоянные гости, уже есть хорошая клиентская база.

Настрой сейчас больше тревожный. Пережив пандемию, мы старались оставаться морально устойчивыми. Но напряжение очень чувствуется и сказывается.
Реставратор ванн: «Потерял 90% клиентов»
Евгений Жабин, реставрация ванн
– Ныне запрещенной в РФ соцсетью я пользовался очень активно: каждый день создавал посты и сториз. А после того, как доступ туда стал сложным, у меня произошел спад. Я потерял почти 90% клиентов. Формат ВКонтакте мне не подходит. Хотя куда сейчас деваться – буду осваивать менее удобные соцсети.

Еще немного работает расклейка объявлений у подъездов, таркетинг того же ВКонтакте. Сейчас у меня преобладает грусть, очень уж удобная соцсеть была. Да и столько трудов, сил и денег в ее развитие вложено.
Ветеринар: «Стало сложнее отвечать на вопросы»
Ольга Авилкина, ветеринар «Ветпомощь на АБ»
– Я сразу решила, что лучший способ заявить о нашей клинике – это общение с владельцами животных в соцсети. Это очень удобный был инструмент для того, чтобы и заинтересовать клиентов, и найти новых, и донести какую-то полезную информацию. И конечно, это был наш основной способ продвижения.

Одно дело, когда я что-то на приеме скажу одному человеку, другое – когда могу рассказать это сразу сотне, двухстам. Всегда лучше предотвратить какие-то болезни у животных, давая правильные рекомендации хозяевам об их содержании и уходе. Отвечать на вопросы в прямом эфире, писать статьи, рассказывать что-то он-лайн – вошло у меня в привычку, мои клиенты этого очень ждут.
Сейчас уже понемногу адаптируюсь к новой реальности, уже провели семинар для заводчиков и владельцев собак. Поговорили на актуальную тему про клещей. Вот так – приходится переходить на офлайн встречи. Трансляция была удобней в разы – ее можно записать, и посмотреть из дома.
Теперь остановился приток клиентов, и мне стало сложнее доносить информацию: если мне надо взять выходной или какое-то время не приемное. В Телеграмме подписчиков пока мало, но я все равно стараюсь там что-то интересненькое рассказывать. Это совершенно другая площадка, для другого формата. Все владельцы бизнеса, которые связаны с животными (грумеры, хендлеры), расстроены и разочарованы. В большинстве своем переходят в ВКонтакте, даже покупают там рекламу. Но народ там пока не активен, результатов очень мало. Это «сонная» социальная сеть, которая не готова к наплыву предпринимателей.
Фотограф: «Такая же ситуация, как в начале пандемии»
Оксана Зотова, фотограф
– Ни для кого не секрет, что фотографы ищут своих клиентов через соцсети. Потому что мы же не ходим по улице, и не кричим: «Подходите! Я вас сфотографирую!». Сначала, когда сообщили о закрытии ныне запрещенной сети, я не поверила. Но все равно создала страничку в Телеграмм.
Еще у меня есть «Одноклассники», на на съемки оттуда приходят редко, там контингент более взрослый.

Через несколько дней популярная ранее социальная сеть у меня перестала работать. Сначала испытала шок, подумала, может сбои в интернете? Но нет… В середине марта сильно упала активность по фотосъемкам, также как и просмотры сториз (клиенты чаще идут после них).
В Телеграмме мне не понравилось, не обжилась я там. Не могу пока до конца разобраться, привыкнуть. В ВКонтакте тоже зарегистрировалась, но и там для меня тоже все новое.
Инстаграм (соцсеть запрещена в РФ; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) более открытый, и я не видела там плохих откликов. Например, если девушка полураздета, я могла спокойно выставить ее в эту сеть, в ленту. А вот в «Одноклассниках» такие фото выкладывать нельзя. Даже фото красивой девушки, которая была в скромном боди, получили там нелестные комментарии от категории «60 плюс». Попытки выставить что-то откровенное в «ОК» на этом прекратились.
По статистике, в запрещенной сети меня смотрели от 22-40 лет, женщины. Как раз та категория, которая очень любит фотографироваться.
Такое же было в начале пандемии – когда у людей просто не было настроения. Они были запуганы, и никто ничего не хотел: какие фотографии? Здесь немного другая ситуация, конечно: политика, повышение цен. У людей элементарно не хватает бюджета на что-то, кроме обычных нужд.

Надеюсь, что сейчас, когда будет тепло, народ немного «проснется». Уличные фотосессии – это же экономия на студии (хоть и не всегда можно предугадать с погодой). Но вот, например, недавно у меня была ночная съемка в старом центре Бийска. Многим так понравились кадры, что пошли запросы именно на такие фотосессии.
Пока нет понимания, закроют ли эту социальную сеть насовсем. Пока работает – я развиваюсь здесь. Как совсем «прикроют» – буду что-то придумывать. Не хочу тратить свои силы на работу на множестве других площадок. Как говорится, «За тремя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
Нынешняя эпопея заставляет народ использовать соцсети для поиска совсем другой информации. Кому сейчас до реставрации ванн, фотосессий, дизайнерских конфет? Только малой части закоренелых безразличных - но они не возместят столь мощного падения спроса...