Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Хранительница памяти рода: бийчанка создала домашний семейный музей на чердаке

Здесь можно, забыв про городскую суету, посидеть в кресле из 60-х годов и послушать пластинки фирмы «Мелодия»

Кто-то собирает марки, кто-то – гербарии или редкие книги. А жительница старинного  Бийска Наталия Кузовлева собрала… машину времени! Именно так старший инспектор УФИЦ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю называет семейный музей, который сама придумала, «наскребла» по вещице и разместила в мансарде родительской дачи.

Маслобойка, коса-литовка, глиняные крынки, тяжеленные весы-безмен, решето-грохот, чугунные угольные утюги, катушки и челнок от домашнего ткацкого станка, женский плюшевый жакет, шкатулки и вазочки из старых открыток, проектор для диафильмов, никелированная кровать с вышитыми подзорами… Чего здесь только нет! Но это не модный стиль фьюжен, и не «свалка истории». Вместе эти предметы создают такой теплый и любимый, но уже почти исчезнувший мир русского деревенского дома, где они служили веками, переходя из поколения в поколение.

Сокровища из сундуков и чуланов

- Хотя я и родилась в городе, но все праздники и выходные проводила в деревне, в дедушкином доме, - рассказывает Наталия. - На веранде стоял старинный сундук. Я его открывала и рассматривала бабушкино свадебное платье, вышитые полотенца, огромный платок в ярких цветах. Иногда заматывалась в него и «показывала моды»… Старинные вещи очень привлекали. В каждой из них была история, тайна, которую хотелось узнать или разгадать.

Много лет спустя именно вещи из дедушкиного дома стали первыми экспонатами ее музея. Некоторые предметы мебели собственноручно сделал ее предок. Кстати, деревянную мебель (пусть не дизайнерскую, но добротную и удобную) он мастерил не только для себя, но и для многочисленных родственников и соседей-односельчан.

- Больше всего в детстве мне нравилась этажерка, - вспоминает женщина. – На ее полках стояли книжки, статуэтки, а я раскладывала свои «сокровища» - красивые фантики, открытки, переливающиеся календарики.

Наверняка, у каждого из нас есть немало таких же милых детских воспоминаний. Но не каждый из нас, рациональных взрослых, готов выделить под вызывающие ностальгию артефакты метры полезной жилплощади.

- Очень часто спрашивают: «Зачем тебе это?», - грустно улыбается основательница семейного музея. - Я точно не могу ответить - зачем. Но мне это доставляет огромное удовольствие. Каждая вещичка дорога, ведь я понимаю, что ею пользовались мои предки.

Порой старые вещи рассказывают удивительные истории! Как, например, «Дневник одиночества» ее прадедушки, Александра Ивановича. Весной 1965 года он отправил свою любимую жену Олю в санаторий подлечить сердце. И стал писать этот дневник. День за днем в течение месяца заносил красивым учительским почерком в простую школьную тетрадку свои мысли и переживания, боль и любовь.

«26 апреля. Теплеет. Раздумался. Как будет трудно мне или тебе остаться в одиночестве. Лучше сразу обоим… 38 лет прожито вместе. Были горести и радости, ссоры и перемирия – все было. Все было. Вырастили пятерых детей. Всех определили... Но все равно тяжело. Как тяжело! Вот когда я почувствовал всем сердцем, что мы друг без друга не можем жить. Во всяком случае, я. Не знаю, может быть, и ты». И в последний день одиночества написал сердечное признание: «Ох, какой долгий месяц без тебя мне показался!».

- Он ее очень любил. Прабабушка не умела читать. И он, образованный человек, каждый вечер читал своей Оле книги, - рассказывает их правнучка.

Ее домочадцы, сначала посмеивавшиеся над Наталииной затеей, не только привыкли к музею на чердаке, но и полюбили этот уголок отчего дома. Здесь можно, забыв про городскую суету, посидеть в кресле из 60-х годов и послушать пластинки фирмы «Мелодия», или почитать «Настольный словарь» 1926 года выпуска, или полюбоваться коллекцией советских новогодних игрушек, или всмотреться в ясные лица предков на старых фотографиях в общей рамке на стене...

Фото: Елена Чехова, пресс-служба УФСИН

Корни родословной

Однако семейный музей – это не только возможность дать новую жизнь старинным вещам. Наталия создавала его в знак любви, признательности и уважения к предкам рода. Историей своей родословной она всерьез заинтересовалась, когда в ее молодой семье появились сын и дочь.

В доме дедушки всегда охотно гостили близкие и дальние родственники. Во время дружных застолий часто вспоминали-выясняли, кто из родни кому и каким «боком» приходится. Наталия слушала, записывала. Пыталась составить генеалогическое древо. Постепенно места на большом листе ватмана перестало хватать. Она подклеивала все новые и новые листочки, пока разросшееся фамильное древо не превратилось в огромный веер. Запутавшись в хитросплетениях родственных связей, Наталия свернула работу в рулон и убрала с глаз подальше.

Прошло более десяти лет. Однажды она достала эти бумаги, стала вчитываться, пыталась разобраться. К сожалению, подсказать было некому: к тому времени уже умер дедушка, который многое знал и помнил об их родословной.

- Все нужно делать вовремя, - вздыхает собеседница. - Когда молодая была, не очень-то интересовалась этими вопросами. А сейчас думаю: столько случаев представлялось, чтобы расспросить обо всем своих стариков.

Хорошо, что к тому времени появилось Бийское родословное объединение. Наталия решила сходить туда, чтобы узнать, как правильно систематизировать информацию о родственниках.

Ей посоветовали приобрести электронную программу, которая очень облегчает выстраивание такой схемы. Она в восторге от возможностей современной технологии:

- От любого человека в роду можно построить генеалогическое дерево. Нашелся новый родственник – обязательно будет подписано, кем он тебе является!

Сейчас в родословной Наталии Кузовлевой более 800 персон. Хотя, признается составительница, это не окончательная и не совершенная версия. Когда приходят и приезжают родственники, обязательно сообща рассматривают многометровые распечатки «веточек» рода - Кузовлевых, Кораблиных, Семеновых, Чернышевых, Зайцевых, Росщупкиных и других. В результате на полях частенько появляются записи о новых персонах, имеющих отношение к их родословной. Так что их фамильное древо все время пополняется новыми сведениями, растет, развивается.

- Прошлое имеет большую власть над человеком, - считает Наталия Кузовлева. - Оно заставляет нас остановиться, хотя бы на мгновение, задуматься над предметами старины, вглядеться в лица людей на старых фотографиях. Связь с предыдущими поколениями для человека – это ощущение корней. Чем длиннее цепочка родственных людей, которых помнит человек, тем крепче и сильнее его корни, основательнее и дружнее род. Мой музей родословной маленький, всего одна комната. Но войдя в него, погружаешься в атмосферу далеких лет, согреваешься теплом любви предков, чувствуешь причастность к культуре, быту, традициям своего народа.

 

Комментарии (1)

1000

Авторизоваться:

Наталья. Какая Вы умница! Я в лёт вспомнил нашу этажерку... Спасибо Вам и автору статьи.