Два енота и больше 80 самоваров – это настоящее счастье, считает Александр Уваров
Увлечения человека очень много могут рассказать о нем самом, и, познакомившись с Александром Уваровым, я сразу поняла, что это добрый и гостеприимный хозяин. Попить настоящий чай из самовара и посмотреть, как «курлыкают» еноты, оказывается, можно и в черте Бийска.
Собиратель самоваров
Самый первый самовар достался Александру по наследству от бабушки, и стал «точкой отсчета» семейной коллекции, где теперь представлены самовары пяти поколений. Здесь же и его первый самовар, который он купил сам, просто потому что захотел, чтобы и у него был свой, личный. Следующий самовар ему подарил сын, потом – внучка. Но окончательно понять, что ему интересно изучать эти предметы старины и их историю, Александру помогло осуществление его первой мечты – приобретения енотов.
– Это все благодаря енотам. Я давно мечтал об этих зверьках, и когда поехал к заводчику, увидел у него три большие полки самоваров. Это меня настолько поразило, я был впечатлен, насколько это эффектно, когда они стоят рядком, – рассказывает Александр. – А вот с чего начать – не знал. Но потом мне повезло, и я нашел группу самоваров, которую впоследствии выкупил. Глядя на них, стал учиться: на что обращать внимание, чем они могут быть интересны. Потихоньку выстроилась самоварная полочка.
В коллекции Александра Уварова более 80 самоваров, при этом непосредственно коллекционером он себя не считает – это очень серьезно и затратно по финансам. Называет себя «собирателем самоваров», и когда общается с продавцами, всегда честно говорит, что он «простой любитель самоварной красоты».
Вообще, в коллекционировании самоваров есть разные направления: кто-то собирает только электрические, кто-то только жаровые или же в первозданном состоянии. Некоторые выбирают экземпляры по форме или мастерам. У каждого фасона есть свое название: «кастрюля», «банка», «рюмка», «груша», «репа». А для Александра все просто – душа лежит к самовару, значит «его».
В основном продают самовары, которые достались от родителей, бабушек и дедушек. И, несмотря на то, что они многим уже не нужны, люди тяжело расстаются с ними.
– Приехав в Бийск по очередному объявлению, встретился с женщиной, которая продавала самовар. И видно по лицу, что ей очень тяжело прощаться с семейной реликвией. Но когда я ей объяснил, с какой целью приобретаю самовар, человек обрадовался: самовар не будет утрачен, сдан на металлолом, а останется на месте, в коллекции среди других. И с чистой душой она мне его отдала, – потом я сфотографировал его для нее уже в коллекции на полке, – вспоминает Александр.
В основном все самовары тульские, хотя встречаются произведенные в Питере, Санкт-Петербурге, Москве, Суксуне. В отдельно выделенной комнате пузатые самовары, разделенные по категориям, важно восседают на полках. На верхней стоят электрические, практически без повторов – все разные, в серединке – семейная коллекция, по бокам жаровые и старинные экземпляры. Это на первый взгляд они все круглые да одинаковые, на самом деле, от самовара к самовару различий очень много: по форме, литражу, покрытию. В никеле – блестящие, серебристые, а есть желтенькие, как золотые, есть полностью покрытые патиной.
Спас от забвения
– У меня есть шикарный самовар производителя Уварова, – Александр неподдельно восхищается каждым экземпляром, и бережно хранит их историю. – Такие самовары я искал года два, и мне попалась только пара, один удалось выкупить. Мы месяца три общались с продавцом, он все никак не мог мне его выслать. И вот, этим летом мне пришел самовар Семена Ивановича Уварова.
Есть на этих полках даже самовар, который Александр буквально спас. Некоторое время он общался с ребятами с европейской части России, обычными «металлистами», которые принимали лом. Они вышли на бийского собирателя старины – спросили, нужен ли самовар? Александр предложенный к покупке товар поглядел – дороговато, да и не то, что хотелось бы – шатается, некомплектный. А ребята пишут: тогда мы его на металлолом сдадим.
– А я не понял, как это так – сдать самовар на переработку? И не дал его выбросить, выкупил, и теперь он стоит среди других самоваров.
Суксунский самовар рядом с найденышами смотрится просто инопланетно, да и не случайно – ведь его производителю была поставлена задача создать «самовар в космической теме».
Еще один самовар похож на гайку, потому что у него форма шестигранника, в «живых» таких осталось очень мало, они потихоньку утрачиваются. Незатейливо, но очень красиво.
А вот на советском самоваре, так называемой «Чукотке», отчетливо просматривается орнамент северных народов.
– Он исключительно красив, и у него все детали в рисунках, начиная с «тушилки» и до крышки. Он выпускался небольшими партиями в течение года, – объясняет Александр самые интересные моменты.
Самовар Слюзберга с Заринска от староверов, достался Александру от другого собирателя старины, и его история выписана отдельно: кому он принадлежал, как сделан. Он полностью комплектный, все родное, что тоже встречается не так часто.
– В нем достаточно серьезный слой накипи, есть сколы. А это значит, что он не стоял на полке, а использовался, – Александр приподнимает крышку и проводит пальцем по белому налету.
Бережно ставит его на полку и демонстрирует два «игривых» самовара: петушка и курочку, которые как будто стоят на ножках. У петуха есть шпоры, и он с «перышками». А курочка нахохлилась: небольшая, гладенькая. Оба самовара 80-х годов, электрические, и вполне рабочие.
Есть самовар с гравировкой, он пришел посылкой с Крыма. 1987 год, кто-то пишет: «Дорогому Паше в День Рождения, желаем счастья и здоровья. Светлана, Руслан и Валя». Когда Александр покупал его, видел эту надпись, но такие самовары очень редкие, и даже с обращением к кому-то другому он легко стал своим, родным, на полках в этом доме.
Повторные экземпляры тоже бывают, но их – незначительное количество. Это связано с тем, что люди сами приносят и отдают самовары, или если цена приемлемая, Александр его выкупает, искренне считая, что нельзя избавляться от самовара, ведь он будет утрачен.
Свистит, пыхтит и паром дышит
В коллекцию попадают также сопутствующие товары: подносы, чайные коробочки, чайники. Ведь это тоже немаловажный атрибут чайной церемонии.
Дома у Александра хранятся самые ценные для него жаровые самовары и некоторые сувенирные, все они старше 120 лет. Самый интересный в этой линейке самовар из Стамбула – у него серийный номер четыре семерки, второго такого просто нет.
Самовар с прямым «вертком» на кранике найти целым очень сложно, в основном, они бывают в полуразобранном состоянии. Наш алтайский самовар, весь в медалях, кажется горделивым спортсменом среди всех самоваров, а это просто показывает, в каких выставках участвовал производитель со своими самоварами.
– Если он занимает какое-то место, ему присваивается медаль, которую он имеет право чеканить на своих самоварах, – объясняет Александр.
Производитель всегда пишет на самоварах также свое имя: на ножках, на тулове или на крышечке сверху. Некоторые еще видно отчетливо, другие же немного «вышеркались» от времени, но ценитель всегда разберется, что к чему, даже по внешнему виду изделия. Новые самовары – это вообще не то, считает наш собиратель самоваров, да, он красивый и расписной, – но души в нем нет – чаще всего, это обезличенные штамповки.
Самовары, кстати, не просто стоят на полках, но и выполняют свое предназначение. Летом, когда к Александру приезжает внучка, они вместе берут тот самый, первый бабушкин самовар, выносят его во двор и растапливают.
– Ставим трубу, потом слушаем, как он начинает гудеть перед тем, как закипает. И тогда мы с Вероникой понимаем: значит, скоро будем пить чай. Дров больше не подкладываем, скоро закипит. Прогудел, отстоялся немного – пора переносить самовар на поднос. И вот тогда он начинает петь!
Но самое главное – аромат, который все сильнее призывает всех домочадцев спешить пить чай. Вроде бы кипяченая вода, и что тут такого? Но дом наполняется неповторимым ароматом березовых углей.
Быт сибирского енота
Зимой еноты чувствуют себя не очень комфортно, да и в холода сложно рассмотреть всю их красоту, получить эмоций от их смешной мимики и игр с полосканием вещей в тазу. И все-таки, даже наше мимолетное знакомство заставляет умиляться этим забавным животным.
– Еноты – это исключительно симпатичные и милые существа, они заворожили меня своей красотой. Тем более, когда я узнал, что у нас есть заводчик енотов в Барнауле, мы с ним пообщались, и я понял, что содержать енотов в Сибири – реально, – рассказывает Александр Уваров.
Енотов он приобрел сразу парой, не с целью бизнеса, а для удовольствия.
– Еноты – это источник позитива. Пять минут посмотришь, и целый день заряжен. До того они шальные, шаловливые ребята, – настроение сразу прекрасное. И они постоянно подбадривают, – улыбается Александр.
Енота можно содержать и дома, но это не совсем приемлемо для комфортного состояния и безопасности животного. Александр перед тем, как завести их, получил достоверную информацию о правильном содержании енотов и сделал вольер.
– Коль они живут у нас, в Сибири, перво-наперво я обеспечил их теплым зимним жильем. Толщина стен в будке каждого енота – 10 см, вместе с деревом, пенопластом. И занавесочка – обязательно, – показывает он индивидуальные домики каждого питомца.
Зимой зверек здесь всегда может спрятаться и согреться. У них хороший подшерсток и жесткий ворс. Однако в сильные морозы у них случается небольшая спячка, еноты на несколько дней уходят в полусонное состояние, а потом просыпаются, как только становится теплее. Второй очень важный момент, обязательно нужно сделать так, чтобы они не вылезли.
– Если они захотят вылезти, то предпримут для этого всевозможные меры, – объясняет их хозяин. – Очень важно, чтобы не было щелей и возможности удрать. Очень важен тамбур: сначала я захожу, закрываюсь, и потом в основное помещение можно проходить. И по площади: если уж ты взял животное, то должен сделать так, чтобы ему было комфортно. Это дикое животное, он должен бегать, общаться, чтобы его ничего не стесняло.
В клетках достаточно места и по высоте, и по периметру. Александр также напилил толстых веток, разместил их в вольерах в произвольном порядке, чтобы еноты по ним лазили.
– И водичка очень важна, ее нужно менять два раза в день, потому что они любят только чистую и свежую. Еноты ее не только пьют, но и очень мило полощут свою пищу, у них природа этого требует, – у Александра множество забавных видео с енотиками и тазиком.
Животное это всеядное: в природе употребляет в пищу все, от насекомых до млекопитающих. Птичку, мышку съест с удовольствием. А при домашнем содержании легче сказать, что им нельзя: молочку, жирную пищу, сладкое.
Кусь – это по любви
У Александра пара енотов: мальчик и девочка, и у них даже были щенки. Хозяева придумывали разные имена своим енотам, как только не называли, но в конечном итоге дедушка с внучкой решили, что это будут Ешки, что самочка, что самец.
Изначально это дикое животное, и вас воспринимает так же, и для того, чтобы они были общительными их нужно кормить с рук и проводить с ними время.
– Если заниматься с ними по несколько часов в день, тогда они будут вашими «няшками». А мои животные ближе к диким, но общение у нас есть – самое лучшее, при кормлении, как и с любым животным. Заходишь, они меня ждут. Зовешь: Ешки! Кто бы где ни был, они свою кличку знают, прибегают, возле ног крутятся. Самочка более нежная, берет еду аккуратно, лапки у енота как детские, мягкие-мягкие! Енот-мальчишка – это сорванец: подбежал – хвать! И убегает. Пытался я их гладить во время еды, но это была неудачная мысль. Они начинают думать, что я у них чего-то хочу отобрать, или убегают, или агрессируют, – рассказывает Александр.
Но свой, особенный подход к ним он давно нашел. Например летом, Александр приходит к ним, садится на стульчик, и енотики и на коленки залезут, и в карманах пошарят – знают, что пришел не с пустыми руками, и где-то у хозяина спрятаны виноградинки, которые они страсть как любят.
В вольер енотам можно класть разные игрушки, они ими очень интересуются. Любят подаренную хозяином неваляшку: берут ее за голову, в тазик с водой несут и начинают потешно полоскать. Какие только они позы не принимают, как только не изворачиваются!
А вы слыхали, как поет енот?
Первое лето мимо дома, где живут еноты, люди просто так не могли проехать или пройти: притормаживали, любопытствовали, смотрели на енотов, с дороги их хорошо видно. А в вечернее время, часов с восьми, еноты могут петь, курлыкать.
– Это такие красивые звуки! – говорит Александр. – Вечерняя прогулка у нас приветствуется, и очень многие люди проходили здесь только для того, чтобы послушать енотов. Останавливаются, смотрят, пальцем показывают. Люди получают эмоции и от их вида, и от звуков, которые они произносят. Петь они могут часов до трех ночи. «Курлык-курлык-курлык» – очень мило общаются.
В дикой среде еноты живут от силы 5-6 лет, а в домашней могут как маленькая собачка, счастливо провести 15-18 лет. В природе у них и питание более скудное, и много врагов, а если условия комфортные, они с вами – надолго.
– У нас с ними такое общение – это они ко мне идут, а не я к ним. Поэтому, они идут не боясь. Тем не менее, когда отдавал щенков енота, желающим взять их в квартиру всегда все объяснял, что так делать не стоит. То, что показывают в сети, не соответствует действительности. Да, енот исключительно чистоплотное животное, ходит в одно место, но в доме может быть запах, – объясняет Александр Уваров.
Это очень умное, хитрое, упертое животное. Если он захочет что-то сделать, сделает обязательно.
– Как-то у меня рядом с вольером стояла миска с зерном, для коз. Причем, я ее поставил так, чтобы точно не достали еноты, а то рассыпят. Пришел – опрокинута, как-то умудрились же, подумав, что там еда. Перчатки кожаные повесил в тамбуре, прихожу – они на полу лежат. Просто пушистые барабашки!
А на футболке написано Анапа, не патриотично