Настоящий сотрудник госорганизации никогда не будет предлагать провести какую-либо операцию по телефону
«Добрый день. Это Энергосбыт», - с таких слов начался телефонный разговор, который перевернул жизнь бийчанки Ирины Старцевой с ног на голову. Ей предложили заменить старый электронный счетчик на новый, который может передавать всю необходимую информацию прямиком на компьютер. Удобно, не правда ли? На первый взгляд, можно было подумать, обычный обзвон клиентов, но нет. С женщиной разговаривал не настоящий сотрудник компании, а мошенник. Своим опытом о встречи с аферистами, бийчанка поделилась с корреспондентом «БР».
- Прежде чем заменить счетчик, мне предложили установить специальное приложение на телефон, в котором можно будет отслеживать информацию о показаниях. Такой приятный молодой голос. Он не вызвал у меня никаких сомнений. Сотрудница подсказала, что нужно сделать. Данные своей карты я не называла. Только ввела коды для приложения. После этого разговор закончился, - рассказывает женщина.
"Одного поля ягодки"
На тот момент в гостях у Ирины Юрьевны находилась ее приятельница. Они как ни в чем не бывало беседовали. Но через 20 минут телефонный звонок вновь повторился. Незнакомка представилась сотрудником Федеральной налоговой службы и сообщила женщине, что совсем недавно она общалась с мошенниками.
- Я сразу спросила: а что же мне делать? Им нужно было составить договор от моего имени, который защитил бы меня от мошенников. Я очень удивилась и поинтересовалась у сотрудницы: с каких это пор ФНС занимается подобной деятельностью? Оказалось, у них в службе создали для этого специальный отдела. Тогда мне предложили перейти в закрытый телегрм-канал, где со мной уже будет общаться главный менеджер. Вот тут у меня закрались сомнения, - поделилась бийчанка.
Женщина попыталась завершить разговор, сообщив, что сама съездит в налоговую и решит этот вопрос. На что у лжесотрудника нашелся весомый аргумент – центральный офис службы находится в Москве.
Телефон захвачен
По словам Ирины Юрьевны, ее насторожил не только разговор, но и «поведение» телефона. Он будь то начал жить своей жизнь, ведь телефон перестал отключаться.
- Вызов отключить не могу. Ничего не понимаю. Прошу сотрудницу, чтобы она положила трубку. Пояснив ей, что они «одного поля ягодки», что первый звонок, что второй. Тут же мошенница стала разговаривать со мной уже в другом тоне, якобы, мне предлагают реальную помощь, а я отказываюсь. Потом, как и все буду обижаться на государство, что оно ничего не делает. На тот момент я уже разозлилась, - рассказывает женщина.
Спасая сбережения
Параллельно с телефонным разговором, Ирина Юрьевна отправила свою приятельницу снять деньги с карты, ведь там пришла пенсия. Вдруг с ней что-нибудь произойдет. Спор длился еще некоторое время, затем очередная мошенница отключилась. Бийчанка заблокировала оба звонка, позвонила в банк и полицию.
- Мне сообщили, что Госуслуги взломаны. Украв мои персональные данные, мошенники попытались оформить доверенность, которая бы позволила им выполнять все финансовые операции за меня в любом банке. Но они ошиблись при ее оформлении. Да и подпись на документе должна быть электронной, - рассказала женщина. – Телефон продолжал вести себя странно. Мне стало страшно. И тут мне приходит сообщение о двух переводах. У меня есть небольшой счет и мошенники, разделив его на две части, попытались вывести деньги. Но банк вовремя заблокировал карту.
Финансово Ирина Старцева ничего не потеряла. Она только заплатила за услугу специалистов, удаливших хакерское приложение.
- Как мне сказала сотрудница банка, мошенники звонили из Крыма. Но заблокированная карта не дала им украсть деньги. Это просто удивительно, что я смогла вовремя сообразить, в чем дело. Мне просто повезло, - подытожила женщина. – Думаю, от человека с мягким характером мошенники могут получить все, что угодно. Я же заняла агрессивную позицию, начала им перечить. Но чисто психологически после всей ситуации чувствовала себя ужасно: униженной и растоптанной.
Как оказалась эта встреча с мошенниками у Ирины Юрьевны не первая. Год назад, с помощью таких же звонков, они украли у женщины 2 тыс. руб.
Как загипнотизированная
Кстати, до того, как Ирина Юрьевна второй раз столкнулась с мошенниками, ей удалось спасти совершенно незнакомую женщину от аферистов.
- Я работаю в лавке, которая стоит в торговом центре. Однажды там наблюдала картину, как женщина стоит возле банкомата, а из телефона, который включен на громкую связь, слышно, как ее понуждают и раскручивают на деньги. Тогда я подошла к ней, пыталась вразумить, но она как загипнотизированная: никого не слышит и не видит, кроме инструкций от мошенников. Потом подошли еще девочки из киосков. Услышав чужие голоса, лжесотрудники, отключились, сказав женщине успокоиться, якобы, потом продолжим. Стоявшие рядом женщины сообразили, что происходит, вызвали сотрудников полиции и позвонили в банк. Все обошлось, мошенники успели раскрутить женщину только на снятие денег.
Сейчас Ирина Юрьевна уже немного отошла от произошедшей ситуации. Но неприятный осадок в душе все же остался. Теперь, на своем опыте, бийчанка предостерегает своих знакомых быть бдительными при общении с незнакомыми людьми по телефону. Особенно с теми, кто представляется сотрудниками госорганизаций и предлагает установить на гаджет сомнительное приложение.
- В таком случае нужно сразу завершать телефонный разговор и блокировать незнакомый номер, - подытожила женщина.
Памятка "Что делать, если Госуслуги взломали?"
ГУ МВД России «Бийское» напоминает жителям города, что делать, если мошенники взломали «Госуслуги». Самое первое – обратиться в полицию и сообщить о взломе личного кабинета на «Госуслугах». Затем уведомить МФЦ и восстановить доступ к приложению.
- В профиле приложения проверьте номер телефона и почту. Там же выйти из аккаунта на всех устройствах, посмотреть на каких интернет-ресурсах проходили авторизацию через ваш профиль. Если в списке будет банк или микрофинансовая организация - срочно обратитесь туда, - сообщили в пресс-службе ведомства. - Если мошенникам уже удалось украсть деньги или загнать вас в долги, подайте в банк или микрофинансовую организацию заявление о том, что это сделали не вы. Если же проблем пока нет – можно заявить в кредитную организацию, где обсуживаетесь, о том, что доступ к онлайн-банку был у посторонних. Лучше всего перевыпустить свои карты.
По словам правоохранителей, настоящие сотрудники госорганизаций никогда не предложат совершить какую-либо операцию по телефону и не станут спрашивать персональные данные, ведь они у них и так есть. Сотрудники всегда приглашают человека посетить офис лично.
А что, в других странах, к примеру в Китае, наблюдается такая же вакханалия телефонных мошенничеств при явном попустительстве(а возможно и с негласного одобрения) федеральных властей ?