Взгляд криминалиста цепляется за любые детали, на которые обычный человек не обращает внимание
Ни одно преступление не скроется от зоркого взгляда эксперта-криминалиста. На протяжении века эти специалисты помогают коллегам раскрывать как легкие, так и сложные, даже давние дела, когда преступник почти не оставил следов. Накануне 105-летия со дня образования экспертно-криминалистической службы МВД России Алексей Самоша, подполковник полиции, начальник-экспертно-криминалистического отдела МВД России «Бийское», познакомил корреспондентов "БР" с работой своего отдела.
Мечта о погонах
– Я родился в семье военного, поэтому с детства знал, что точно буду при погонах. Единственное, нужно было выбрать направление: либо в военные, либо в милицию. Выбрал второй вариант, – вспоминает Алексей Владимирович. – В 2000 году поехал учиться на эксперта-криминалиста в Саратов. Кто это такой и что он делает, даже понятия не имел. Просто было огромное желание работать в милиции, иметь пистолет и удостоверение. Не знаю, может быть, хотел какой-то романтики и погонов или сериалов пересмотрел. В любом случае свою мечту я осуществил. В Бийск я попал не сразу. По распределению уехал на родину, в Ульяновск, где проработал полгода. Город хоть и маленький, но преступности в то время хватало. В 2006 году по семейным обстоятельствам переехал в Бийск. Также продолжал работать экспертом. Карьера пошла в гору. С 2021 года заступил на должность начальника экспертно-криминалистического отдела.
На самом верхнем этаже пятиэтажного здания, расположенного в старом центре Бийска, находится отдел, где криминалисты раскрывают преступления. Штат сотрудников небольшой, но очень дружный, всего 20 человек, работающих в круглосуточном режиме посменно. Каждый из них готов выручить своих коллег и помочь в раскрытии очередного дела.
– Мы проводим на работе большую часть времени. В коллективе у нас сложилось такое общение, что нам не стыдно спросить друг у друга совета или попросить о помощи, – рассказал Алексей Самоша. – Такое отношение дорогого стоит. Семьи уже привыкли к такому распорядку дня и относятся ко всему спокойно. Я женился, когда уже работал в органах. Правда, тогда я еще не занимал руководящую должность, так что телефон звонил в десять раз реже.
По следам преступника
На место преступления криминалисты выезжают в составе следственно-оперативной группы. Их задача – определить, как преступник пришел, ушел и что делал, обнаружить след, зафиксировать его и изъять. Криминалисты тщательно проверяют все, пытаясь найти малейшую зацепку, которая приведет их к установлению личности преступника. Вариант "изъял меньше – и работы меньше" не пройдет.
– Эксперт должен обладать логикой, усидчивостью, старательностью и максимальной внимательностью. От взгляда не должен уйти даже самый маленький след – капелька или волосинка, – рассказывает Алексей Владимирович. – Не бывает таких ситуаций, что совсем ничего нет. Работа с потерпевшими – важный момент. Помочь может мельчайшая деталь. Например, они заметили, что стакан стоит не на своем месте. Для потерпевшего ничего необычного, а для криминалиста – работа. Раскрытие преступления всегда длится по-разному: может занять час либо полдня. Все зависит от специфики преступления и места расположения. Если тяжкое преступление, то эксперты будут проверять все, от пола до потолка.
Сегодня во многом в раскрытии преступлений помогают камеры видеонаблюдения, но бывают ситуации, когда приходится рассчитывать только на себя и свои навыки. В таком случае эксперты исследуют изъятые с места преступления следы на специальном оборудовании и анализируют полученную информацию.
– Выезжаешь, например, на кражу из садового домика к бабушке, которая с утра до вечера работает в огороде. У нее из дома пропала сумка с кошельком. Работаешь максимально на выкладке: где стояла бабушка, откуда зашел преступник. Ага! Мог перелезть через забор. Дальше он мог пройти через сени, но они закрыты. Значит наверняка пробовал открыть дверь – вот и след, – делится Алексей Самоша. – Проходишь по всему пути преступника от начала до конца. Затем по вещественным доказательствам назначают экспертизы. Когда находишь преступника, приходит чувство выполненного долга, которое не описать словами.
Не мусор, а улики
Важный момент – в отделе не бывает ничего лишнего. На полу могут лежать бумажки, пакеты, какие-либо детали, но это вовсе не мусор, а улики с места преступления. Даже уборщица знает, что трогать и двигать эти предметы без разрешения нельзя.
Побывав в кабинетах экспертно-криминалистического отдела, можно увидеть оружие, поддельные деньги, документы, наркотики, спиртосодержащие продукты – все это изъяли при обыске места преступления для исследования. Понять, что толкает людей на преступление, очень сложно, так как мотивы у всех разный. Одна из самых распространенных причин – деньги.
– Однажды нам попалась девочка 16–17 лет, которая распространяла наркотики, – поделился Алексей Самоша. – Вроде хорошая, симпатичная. Оказалась закладчицей. На вопрос: «Зачем?» – сильно ревела и отвечала, что копила на айфон. В какой-то момент таких становится жалко. Но нечего было преступать закон. Все же знают, что нельзя его нарушать, но каждый думает: повезет,
не поймают.
Быть криминалистом, значит, обладать сильной логикой, аналитическим мышлением и особой внимательностью, что отличает их от окружающих. От них зависят судьбы людей и исход многих дел. Они трудятся днем и ночью, находя воришек и опасных преступников. Порой экспертам бывает сложно, но они поддерживают и помогают друг другу. Еще ни у кого не возникало желания бросить все и уйти.
Интересную статистику заметил в отчетах главы МВД Бийское. Количество зарегистрированных преступлений на 1000 жителей Бийска постоянно растет. 18 год - 15,9 преступлений; 19 - 17,2; 20 - 17,7; 21 - 18,1; 22 - 19,2; 23 - 20,0.