В Бийске обсудили вопрос о необходимости введения в школьную программу такого предмета, как каллиграфия
В Бийске обсудили вопрос о необходимости введения в школьную программу такого предмета, как каллиграфия
Ученик, который владеет искусством красивого письма, не только облегчает работу учителю, делая свой текст более понятным, но и развивается интеллектуально.
Даже развивает мужество
– Когда человек занимается каллиграфией, начинает писать «перышком», работает 37 отделов мозга, в то время как при печати на клавиатуре – всего два, – отмечает Ольга Першина, член Центрального совета Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования.
Возрождением и развитием каллиграфии в Бийске активно занимаются в Бийской православной гимназии. Ее директор, Николай Афонин, уверен, что нельзя переоценить пользу искусства красивого и четкого письма, и тем более, ее значения в духовно-нравственном воспитании личности.

В представлении многих людей каллиграфия по-прежнему ассоциируется с чистописанием – аккуратным письмом палочек, крючочков, овальчиков, кириллических букв и слов шариковой ручкой. Однако чистописание – лишь очень небольшой области русской культуры и каллиграфии, а само искусство рукописного письма на Руси и в России – это огромный пласт не только русской, но и вообще мировой культуры.
– К сожалению, в настоящее время вот этому богатейшему наследию нашей великой державы уделяется очень малое внимание, в том числе и в современной системе образования, – сознается Николай Иванович. – О каллиграфии не говорится вообще, а чистописанию уделяется всего несколько месяцев в первом классе.
Доказано, что занятия каллиграфией способствуют быстрому развитию интеллекта, воли, терпению, глазомеру, абстрактному мышлению, пространственному воображению, эстетическому вкусу, видению нюансов и деталей, и даже воспитанию мужества. Специалисты утверждают, что год занятий каллиграфией приравнивается к пяти-шести годам занятий живописью!

У занимающихся каллиграфией улучшается осанка, приходит в равновесие нервная система, стабилизируется пульс, нормализуется артериальное давление. Кстати, некоторые страны вернули такой предмет, как каллиграфия, в школы, колледжи и университеты. Например, в 2011 году так произошло в Китайской Народной Республике – теперь изучение каллиграфии там обязательно для школьников.
– Сегодня мы видим, что Китай стал лидером в мире по развитию науки и техники, обогнал даже США и Японию, – подмечает Николай Афонин. – Интересно, что Швеция, как известно, была в первых рядах цифровизации образования, и вот год назад она первой в западном мире решила ограничить использование гаджетов, вернуться к печатным учебникам и ввести в школы такой предмет, как каллиграфия.
Скорый почерк убегает вдаль
Бийская православная школа уже более 15 лет занимается возрождением и развитием искусства красивого письма. Здесь наладили тесное сотрудничество с ведущими центрами каллиграфии России, Москвы и Петербурга, многими университетами, институтами, образовательными учреждениями в разных регионах страны.
В 2017 году при школе был открыт Центр искусства каллиграфии с первым в Сибири музеем каллиграфии. В России всего два таких музея: в Бийске и в Рязанской области.
– Своих учеников мы знакомим с разными видами письма. Они расписывают деревянные поделки русской вязью, выполняют каллиграфические работы, с которыми участвуют и побеждают в российских и международных конкурсах, – делится директор православной школы.

Например, одна из лучших работ потребовала кропотливого труда: все линии здесь выполнены буквами или микробуквами русской вязью, в картине зашифрован достаточно большой текст из жития Дмитрия Донского. На международном конкурсе, бийчане с этой уникальной работой заняли первое место.
– В центре мы занимаемся каллиграфией не только с нашими учениками, но и с детьми с инвалидностью, взрослыми из разных регионов, – продолжает Николай Афонин. – Проводим для желающих экскурсии, мастер-классы, семинары, ведем обучающие курсы, часто выезжаем в другие города и села Сибири.
Так, только за последние два года было проведено более ста мастер-классов и семинаров, в том числе, для педагогов. За годы работы Центра к искусству красивого письма прикоснулись тысячи детей и взрослых из разных регионов нашей страны. К сожалению, в образовательных школах навыкам письма уделяется очень немного времени и внимания.

– Вспомните, как писали школьники в советские годы, – напоминает Николай Иванович. – И посмотрите, как пишут современные школьники – буквы гуляют влево-вправо, размер букв вверх-вниз тоже гуляет. Скорый, не всегда аккуратный и разборчивый почерк – это болезнь современного общества, особенно обострившаяся в век информатизации и компьютеризации. Проблема формирования хорошего почерка касается не только учащихся начальной школы. Порой и старшеклассники сами не в состоянии прочитать, что они написали. Многие учащиеся имеют плохой почерк, делают большое количество ошибок, не умеют изложить собственную мысль.
Вернуть чистописание в школы
Совместно с научными и образовательными учреждениями страны, православная школа и ее Центр искусства и каллиграфии в течение нескольких лет решали задачи по ликвидации указанных причин. Также за последние три года в рамках президентских грантов здесь разработали стартовый интерактивный учебник по каллиграфии, состоящий из десяти баннеров-уроков, издали небольшой тираж уникального пособия с алфавитом XIX века, который приведен в соответствии с правилом золотого сечения. По мнению ученых, это учебное пособие не имеет аналога в русской педагогике.
– В нем объединен опыт западноевропейской и восточной каллиграфии, – рассказывает Николай Афонин. – Обучение письму происходит в три этапа. Первое – письмо карандашом. Второе – безопорное письмо остроконечной кистью, как в Китае, и третье – письмо ручкой со остроконечным пером. Многие регионы запросили это пособие, но, естественно, мы в первую очередь направили его нашим бийским педагогам. Подключили к работе несколько школ, педагогический колледж, педагогический университет.

В течение года педагоги по данным пособиям будут проводить занятия с группами детей, и через год презентуют результаты этой работы.
– Также на основе этого учебного пособия мы планируем создавать учебные методические комплекты для школ. Естественно, не только бийчане будут в этом участвовать, у нас уже есть целая команда ученых и каллиграфов по всей стране! – подчеркивает Афонин.

А вот исключительно для бийчан разработано несколько дополнительных общеобразовательных программ по каллиграфии, по которым проводятся стартовые углубленные курсы, продолжительностью 30 часов. Всем желающим, от 14 лет и старше, вплоть до пенсионного возраста дают возможность погрузиться в искусство каллиграфии. Уже через два с половиной месяца занятия у курсантов начинают формироваться навыки красивого письма, видение нюансов и деталей, композиционное зрение.
– Какой же выход видится из исторически сложившейся непростой ситуации обучения письму детей в наших школах? Выход один. Вернуть обязательное преподавание каллиграфии, чистописания в российские школы, – уверенно заявляет Николай Иванович.
Что делает поп, когда ему заняться нечем? Каллиграфией страдает и детей ею мучает...