В этом году бийской местной организации Всероссийского общества слепых исполнилось 95 лет
В Бийске организация, объединившая людей с нарушением зрения, появилась еще в 1930 годы. Сейчас отделение адаптивного спорта, библиотека для слепых и слабовидящих, а также непосредственно место для встреч всех участников, располагаются в здании по ул. Сенная, 124. Конечно, из 506 человек, зарегистрированных в организации, «активничают» не многие. Связано это и с возрастом бийчан – более 60% это люди старше 60 лет, и с тем, что многие инвалиды по зрению имеют сложности с передвижением по городу. Также год от года падает численность участников ВОС, но это, в данном случае – только плюс.
Это – второй дом
На праздник, посвященный 95-летию бийской местной организации Всероссийского общества слепых, приехали даже гости из районов. Само здание не сказать, что презентабельное – раньше использовалось под швейное производство. Однако предоставляются помещения безвозмездно, а в наше время это многое значит.

Те участники, что приходят сюда постоянно, даже по темным коридорам передвигаются так, что и вовсе не угадаешь – видит человек или нет. Потому легко подсказывают дорогу: «Вам сюда!»
Каждый из них приходит во «второй дом» не просто так: одни профессионально занимаются адаптивными видами спорта, творчеством и рукоделием, посещают библиотеку. Другие получают помощь в поиске работы или обучении, но чаще людям важно не только это.

– Это место, где мы общаемся, наш второй дом, куда приходим и с жалобами-причитаниями, и с радостью, что здесь тебя поймут, помогут, – рассказала Светлана Борисова, председатель региональной организации ВОС. – Здесь мы можем реализовать свои возможности: поем, танцуем, и наши люди нам всегда рады. Тут столько интересных дел: от бисероплетения до тенниса.
Удивительно, но слепые люди порой чаще читают, чем зрячие. Помогает им в этом специальная библиотека для инвалидов по зрению.

Здесь есть как традиционные книги для незрячих со шрифтом Брайля, которые нужно «читать» руками, так и звуковые. Например, на дисках, которые уже не так популярны, но все равно есть в наличии, или текстовые базы на флеш-картах – они постоянно обновляются, только на данный момент скачано около 11 тысяч книг!

Время от времени для всех желающих проводятся занятия по использованию современной тифлотехники. Последний раз бийчане узнали о новинках для кухни: говорящих мультиварках, «умных» дозаторах, кузнечиках измерения уровня жидкости, мерных ложечках, весах с речевым выходом, в общем, обо всем, что облегчает готовку тем, кто не видит.
Елена Сафронова, председатель бийской местной организации ВОС отметила и такую особенность: некоторые люди стесняются вступать в сообщество лишь потому, что не хотят, чтобы окружающие узнали о диагнозе – инвалид по зрению.

– Некоторые даже трость в руки боятся взять, чтобы не увидели, – делится она наблюдениями. – Но на самом деле, ведь здесь каждый незрячий человек может как-то себя реализовать: устроиться на работу, заняться рукоделием, прикладным творчеством. Многие читают стихи, поют песни, на компьютере работают. А есть такие, кто во всех направлениях хорош. Молодежи очень мало, но и сказать так: «Жалко, что мало инвалидов по зрению», точно нельзя. Хорошо, когда здоровых людей – больше.
Только белая трость
Пенсионерка Галина Лукьяненко незрячая от рождения. Еще в Липецке, где она раньше жила, в 14 лет вступила в местную территориальную организацию ВОС. Адаптироваться к этому миру помогали родные и близкие: дружила с подругами сестры, с мамой и тетей, которые хорошо пели, ходила в дом творчества. Там познакомилась с незрячим баянистом, который помог освоить систему Брайля. В Бийске женщина живет уже более 30 лет, приехала сюда за мужем.

– У меня была идея, что с родителями жить не надо. Счастливый брак может быть только вдали от родственников, и эта моя идея полностью оправдалась, – рассказывает Галина. – Муж тоже незрячий, к сожалению, давно умер, прекрасный был человек. Я уверена, что жить можно только с равным себе. Дом – это то место, где мы расслабляемся, где нам не надо «держать спину». Зрячему мужу ты можешь надоесть. Сначала будет терпеть, а потом –упрекать. Я никогда не хотела иметь зрячего мужа.
Дома у Галины Лукьяненко ничего специально «для слепых» не адаптировано.

– Мы, когда входили в жизнь, вот этой роскоши, наподобие говорящей мультиварки, ничего не было. Мы не мир под себя приспосабливали, а себя под мир. И до сих пор у меня вот этих тифлоштучек нет, – улыбается она. – Во всем нужна сноровка, закалка-тренировка. Сейчас, хоть и нескромно об этом говорить, я осталась единственная незрячая женщина, которая ходит самостоятельно. Когда мы только приехали в Бийск, у нас все незрячие так ходили, во всяком случае, по знакомым маршрутам. Кто-то уехал, кто-то уже умер... Молодежь, наверное робеет – пользуются навигаторами. А у нас была только белая трость: мы учили свои маршруты, иногда набивая шишки.

Бийчане – добрые люди, даже когда незрячий человек идет по знакомому маршруту, вдруг слышит: «Тут ступенька!»
– Когда мы идем спокойно по тротуару, вполне уверенно, то лучше нас не трогать, – предупреждает Галина. – А вот на переходе, если есть возможность, то всегда лучше помочь. Потому что это, все-таки, опасно.
Разглядели свое счастье
«Потомственным слепышом» называет себя Максим Кутырев, у которого наследственное заболевание по зрению: прадед, бабушка и его мама вынуждены были осваивать жизнь в темноте. Максиму, правда, повезло больше всех: изначально у него было очень хорошее остаточное зрение. Ребенка даже определили в обычную школу, а не специализированную. Тогда он, конечно, уже начал носить очки, но вел себя, как простой мальчишка, катался на велосипеде. Так как у мамы зрение было хуже, за компанию с ней он стал «проникать» в жизнь общества слепых.

После школы бесплатно поступил на юриста, получил высшее образование. Однако неотвратимый момент настал: зрение стало стремительно падать. Максим попал в центр реабилитации слепых, где и познакомился со своей будущей супругой. Вместе они переехали в Бийск, где третий год счастливо живут в браке.
Сейчас зрения у мужчины практически нет: вокруг только туман.
– В современном мире даже в сообществе незрячих трудно познакомиться – люди становятся менее общительными, сидят в телефонах. Цифровизация... Нам приходится так или иначе подстраиваться под этот мир, – сознается он. – Но когда встречаешь своего человека, возникает взаимное притяжение по душе, влюбляешься. Чувствуешь, что это – твоя женщина, хоть и не видел ее никогда. Считаю, что настоящая любовь – это когда ты стремишься изменить себя, стать лучше для своей второй половинки.
А я знаю одну слепую женщину, Мария Васильевна ее зовут, я ей много помогаю, где продукты сходить купить, когда она не может, где приготовить, поговорить просто зайти с ней. Нелегкая у нее судьба была, она и в доме престарелых в Казахстане жила, там на ней издевались многие бабуськи, слепушкой называли ее, обзывали, говорили: Слепушка идет. А мне она не безразлична, она мне как мамой стала теперь. Вот теперь думаю опекунство над ней оформлять