Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Слушают и осязают: как в Бийске обучают слепых ориентироваться на местности

В Бийском филиале Центра реабилитации слепых ВОС незрячим людям помогают социализироваться в реальном мире

У незрячих и слабовидящих людей хорошо развиты другие органы чувств

Каждый человек привык воспринимать и ощущать окружающий мир по-своему. Одним важно видеть то, что находится вокруг, другим – чувствовать запахи, а третьим необходимо осязать. А что делать, если человек лишился одной из этих возможностей, например, зрения, которое пропало безвозвратно?

В Бийском филиале Центра реабилитации слепых ВОС незрячим и слабовидящим людям помогают социализироваться в реальном мире: осваивать бытовые навыки, ориентироваться в пространстве и общаться с окружающими. Они приезжают сюда из сельских местностей и мегаполисов Западной Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Трость - надежная опора

Одна из педагогов, которая обучает людей с особенностями зрения важному навыку – пространственному ориентированию - бийчанка Олеся Овчинникова. В центре реабилитации она работает уже более 20 лет.

Олеся Овчинникова, педагог по пространственному ориентированию
Олеся Овчинникова, педагог по пространственному ориентированию
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

- К нам на реабилитацию приезжают люди, недавно лишившиеся зрение полностью или частично, а также те,кто не видят с рождения. У каждого из них своя история потери зрения: причиной может стать перенесенное заболевание или травма. Еще с недавнего времени у нас реабилитацию проходят участники специальной военной операции, - поделилась педагог.

На первом занятии ученикам, в соответствии с их индивидуальными особенностями, подбирают трость, показывают, как ей правильно пользоваться. Эта, казалось бы, тоненькая палочка служит надежной опорой.

Первый объект, который изучают реабилитанты - учебное помещение. С помощью трости и рук, незрячие или слабовидящие стараются прочувствовать каждую деталь. Постепенно круг исследования расширяется: ученики перемещаются в общежитие. Пол, стены, ступеньки, двери и элементы интерьера не должны остаться без внимания. Как только навык ориентирования в помещении усвоен, реабилитанты ступают на прилегающую территорию центра.

Незрячие и слабовидящие люди изучают местность с помощью объемных макетов и планов
Незрячие и слабовидящие люди изучают местность с помощью объемных макетов и планов
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

- Перед тем, как пойти по маршруту, мы подробно описываем местность и объекты, расположенные на ней. Затем начинаем прощупывать территорию на объемных макетах и планах. После, выходим небольшими группами на улицу и трогаем тростью и руками каждый ориентир, - рассказала Олеся Ивановна. – В этом году август был сырой, и на одном из тротуаров вырос мох. Очень сложно было определить, где нужно идти. Вроде тут раньше был асфальт, но под ногами ощущается какой-то мягкий коврик. Тогда мы с учениками присели и изучили поверхность руками.

Кстати, сами педагоги иногда «отключают» зрение. Надев плотную повязку и приготовив трость, тоже изучают маршруты. Как пояснила Олеся Ивановна, так можно прочувствовать каждую деталь, встречающуюся на пути.

- Вокруг бывает очень много нюансов, на которые зрячие люди не обращают внимания, а для незрячего человека – это может стать важным ориентиром, - рассказала она.

Через гряз, лужи и снег

Освоившись на территории центра, ученикам пора выходить на городские маршруты. Первым делом незрячие и слабовидящие осваиваются на территории Заречья: учатся добираться до автобусной и трамвайной остановок, пересекать проезжую часть. Еще заходят в места общественного назначения, общаются с незнакомыми людьми, пользуются эскалатором, электронными дверями и определяют по звуку, где находится касса в магазине.

Перекресткам ученики уделяют особое внимание. Перед таким оживленным местом они обязательно останавливаются и слушают то, как и куда движется транспорт. Кстати, по звуку движения автомобилей можно понять, какой свет светофора загорелся и когда можно перейти дорогу.

- Переходить проезжую часть страшно. К тому же не все водители знают особый жест незрячих людей. Перед пешеходным переходом человек, дождавшись, когда вокруг не будет машин, дает сигнал белой тростью: а именно, приподнимает ее от поверхности пути, вытянув вперед. Сделав в таком положении несколько шагов, незрячий человек опускает трость вниз, - поделилась педагог.

Постепенно из Заречной части города ученики перемещаются в Центр и день за днем начинают продвигаться в сторону Вокзала.  

- Непростая для движения улица – Красноармейская до переулка Училищного. Там даже зрячим людям пройти сложно. Тротуар не разграничен с проезжей частью, нет ни бордюра, ни заборчика. Весь транспорт, который паркуется перед зданиями, а также крылечки от магазинов забирают часть тротуара. Еще на проспекте Коммунарском по западной стороне постоянно проваливается грунт, много грязи и луж. А подземный переход на Коммунарском часто затоплен. Это сильно мешает нашему учебному процессу. Мы просто вынуждены нарушать последовательность маршрутов, - рассказала преподаватель.

По словам Олеси Овчинниковой, сложно изучать местность в переходное время года: осень-зима-весна. Из-за слякоти и грязи непросто понять, где тротуар, а где газон. Еще из-за погодных условий может запросто измениться ландшафт территории.

- Не важно, был ли раньше человек зрячим и уже имеет представление о местности или нет, нужно всегда быть внимательным. На пути могут возникнуть препятствия: выпал снег, сугробы, дополнительно протоптанная тропинка. Самое опасное – это когда идет где-то стройка и место работы огорожено ленточкой. Почувствовать ее тростью невозможно. Порой это чревато неприятными последствиями, - рассказала Олеся Ивановна.

"Сидите дома!"

Иногда незрячим или слабовидящим помогают с ориентиром гаджеты и собаки-проводники. Однако не стоит полностью на них рассчитывать. По словам педагога, важно доверять своим умениям и навыкам.

Чаще всего окружающие люди относятся к незрячим или слабовидящим доброжелательно, например, готовы предложить помощь. Однако порой встречаются и те, кто высказывает недовольство в их адрес.

- Часто слышим от водителей: «Что вы здесь ходите, сидите дома!». Иногда в магазине и больницах специалисты могут отказать в обслуживании, сказав: «Мы не будем ничего делать без вашего сопровождающего». Однако такие люди не умеют и, возможно, боятся контактировать с особенным человеком, - поделилась педагог.

После курса реабилитации, длиною в 2,5 месяца, ученики возвращаются к себе на родину. Полученные знания в Бийске они с легкостью применяют на другой территории. Однако первое знакомство с какой-либо местностью все же нужно осуществлять в сопровождении.

Неизвестную местность впервые лучше изучать в сопровождении
Неизвестную местность впервые лучше изучать в сопровождении
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Как пояснила Олеся Овчинникова, навык пространственного ориентирования можно легко утратить, если редко выходить на улицу. Важно гулять в любое время года и не бояться.

Кстати, помимо курса реабилитации, в бийском центре незрячие и слабовидящие люди могут обучиться косметическому массажу, бисероплетению, вязанию, изготовлению художественных изделий из кожи, ремонту обуви, обработке цифровой информации и стать профессионалами своего дела.

Комментарии (0)

1000

Авторизоваться: