Желание помогать другим людям объединило владельцев собак различных пород
В бийский поисково-спасательный отряд «СпасАлтай22» отделение Национального центра теперь могут приходить не только добровольцы, желающие оказать посильную помощь в поиске людей. В 2025 году здесь открылся свой кинологический отдел. В отличие от «официальных четвероногих сотрудников» различных госструктур, тут принимают практически любую собаку, которая соответствует нескольким важным критериям. В процессе обучения уже находятся задорная спаниелька Лето, пушистая, как белое облако, самоед Малина, ответственная ротвейлер Киара, опытная немецкая овчарка Саманта, талантливые доберманы Рокси и Драйв.
Первый поиск
Несмотря на то, что кинологический отдел был открыт практически в начале 2025 года, крепкая команда сформировалась только за последние месяцы. Ведь важно постоянство занятий не только собаки, но и «ее человека», который должен быть погружен во все тонкости поисково-спасательного дела.
Елена Боровихина, заместитель руководителя ПСО «СпасАлтай22» и руководитель кинологического отдела при отряде, вступила сюда, когда он был еще немногочисленным. По призванию Елена Александровна – педагог, а по дополнительному образованию – кинолог, и работа с собаками в той или иной степени всегда присутствовала на протяжении всей ее жизни. За волонтерами-поисковиками раньше она наблюдала издалека, пока в отряд не привела беда, которая случилась совсем рядом. Оставаться в стороне больше не было сил.
– Я проживаю в Советском районе, и мой самый первый поиск был очень тяжелым – посторонний мужчина целенаправленно увел за собой мальчика из села, где тот жил, – вспоминает она. – Было страшно осознавать, что маленького ребенка забрали и увезли в неизвестном направлении. И, понятно, что ничего хорошего в такой истории быть не может. Я только вступила в отряд, нас в тот момент было человека три новеньких, и нам важно было что-то делать, но в то же время не мешаться. Эмоционально – достаточно сложно. К счастью, благодаря действиям оперативных работников и участникам поискового отряда, все закончилось хорошо. Но этот поиск оставил след – до сих пор помню эти ощущения. Тогда и пришло осознание: да, у нас есть МЧС, полиция, но везде – нехватка кадров, и когда человек теряется, поисковый отряд – это та организация, которая поможет качественно провести поиски. Привлечет людей, технику высокой проходимости, будет использовать в работе квадрокоптеры, радиостанции, лодки, «кошки» и прочее.
Елена Боровихина влилась в жизнь спасательного отряда, и все чаще стала задумываться о том, что на поисках очень успешно можно применять кинологические расчеты, поскольку собака в плане слуха и нюха значительно превзошла людей. Как при поиске живых, так и при поиске погибших, наши четвероногие друзья, стоит лишь дать им необходимые знания, станут просто незаменимыми помощниками.
Найти и облаять
– На сегодняшний день в Бийске никто кроме нас не занимается подготовкой поисковых собак. Есть отдельная дисциплина, такая, как следовая работа, но она реализуется скорее как спортивная, нежели прикладная, – объясняет Елена Александровна.
С кинологами, которые могут подготовить хорошую поисковую собаку, в Бийске очень тяжело, поэтому первое время отрядовцы справлялись самостоятельно: советовались с более опытными коллегами в удаленном формате, черпали информацию в сети интернет, книгах и видео. Однако первостепенными оставались и остаются практические занятия, в природной среде и в городе.
Первой подопечной Елены Боровихиной стала ее собака – русский охотничий спаниель по кличке Лето. Занятия начались с весны, но в летний период случился значительный перерыв и первоначально собранный состав рассеялся. С осени кинологическое подразделение «СпасАлтай22» объединило свои силы с кинологическим центром «Верность», под руководством Софьи Кашкевич.
– И теперь у нас занимается непосредственно сама Софья, у нее ротвейлер по кличке Киара. Эта собака будет работать по поиску тел пропавших, такой настрой и у хозяйки, и у нас. Также ее супруг, Артем Кашкевич, – у него немецкая овчарка по кличке Саманта, – представляет участников руководитель кинологического подразделения. – Саманта ранее была обучена следовой работе, поэтому они, как правило, сейчас только вспоминают то, что умели и оттачивают свои способности. Также с нами в команде работает Ольга Москвитина, у нее два добермана, Рокси и Драйв. Доберманы славятся своим чутьем и показывают очень хорошие результаты, особенно Драйв. Потом к нам присоединилась Светлана с самоедом по кличке Малина, это просто пушистое белое облако. Я считаю, что в кинологический отряд должны приходить люди, которые понимают, насколько это долгая и сложная работа, которые не бросят все на полпути.
В поисковом направлении для работы кинологического расчета есть несколько дисциплин. Во-первых, поисково-спасательная служба (ПСС): когда собака проводит обыск местности, находит человека. В природной среде, если он в положении сидя либо лежа, собака его обозначает голосом – начинает лаять, останавливаясь примерно в метре. Подходит проводник и уже он определяет, «потеряшка» это или, допустим, просто грибник. При этом, изначально собака не получает образец запаха того, кого ищет.
Во-вторых – следовая работа, когда собаке дают образец запаха, и среди множества следов она должна идентифицировать нужного человека, пройти по его следу, пока не найдет или до того места, где след обрывается.
В-третьих, невозможно обойтись без поиска тел пропавших, сокращенно – ПТП, там собаки учатся находить останки человека.
– Даже если мы уже наверняка знаем, что человек погиб, найти его в любом случае нужно, и тогда используются такие собаки, – рассказывает Елена Александровна. – У каждого направления есть свои тонкости для обучения, физподготовке, отбору собак по их качествам. Например, при поисково-спасательной службе собака должна быть достаточно самостоятельной. Она может уйти в лес на приличное расстояние, при этом она сама принимает решения, в отличие от служебных собак, которые глядят в глаза и не отходят от хозяина. Ну и конечно, ей важно уметь находить обратную дорогу. Мы с Лето работаем именно в этом направлении. Моя основная задача – научиться ей доверять.
Молодая и добрая собака
Научиться поиску людей может практически любая собака, уверена Елена Боровихина. Однако ограничения все-таки есть. Подготовка – длительный процесс, занимает не один год, поэтому важно учитывать возраст животного.
– Если вашей собаке уже десять лет и вы пошли и два года учились, то в 12 лет ее уже не пустишь на поиск, она уже старушка, – улыбается она. – Но если вашей собаке 3-4 года, то она вполне для этого подходит.
Один из самых важных критериев – отсутствие агрессии в отношении людей, потому что любое поисковое мероприятие – массовое.
– Также мы смотрим, развит ли у вашего питомца навык поискового чутья. Есть собаки, которым ничего не нужно и они хотят заниматься только своими делами. Хорошо, если есть пищевая, игровая мотивация, собака любит общаться с детьми, тогда обучить ее проще. Как и у людей – у каждого свой талант, – продолжает бийчанка.
Есть ограничения породные, по здоровью – любящий хозяин не отпустит на поиски собаку-брахицефала, то есть с короткой мордой. В жару или холод они отработают недолго, и возможно, даже с летальным исходом. А вот тот же той-пудель может показать неплохие результаты. В остальном, «спешить на помощь» могут и дворняжки, а не только породные Чипы и Дейлы. Кстати, в кинологических отрядах из других городов и регионов – это распространенная практика.
– Если у вас собачка добродушная, веселая – то приходите, будем пробовать, – приглашает руководитель кинологического подразделения.
Она не скрывает – у каждого свое хобби, и в подразделение вступают не только те, кто беспокоится за людей, но и любит собак. Поисковая работа и для питомца принесет много пользы – это очень продуктивная физическая и умственная активность. В то же время, собака на поисках людей значительно улучшает результаты поисково-спасательного отряда.
– Ну и в целом хочется повысить культуру отношения к собакам, – добавляет Елена Александровна. – Помню, как в моем детстве в гаражах собирались и устраивали собачьи бои, кто во что горазд. Теперь же появляются площадки со снарядами для тренировок, в Бийске и районах устраивают соревнования. Я в свою очередь благодарна руководителю нашего отряда, Елене Сухомировой, она поддержала наши начинания, несмотря на все взлеты и падения. Наши ребята вообще за нас болеют и очень помогают!
А статист – в кустах
Каждая тренировка для собак и их хозяев проходит в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям. Важно менять место и время, не пропускать сезоны, не остановит даже непогода.
– Нам нужно отрабатывать всевозможные локации: лесополосу, поле, берег реки, заброшки. Для проводника важно понимать, как «работает» запах на разных рельефах. Например, у воды движение воздуха идет по-другому, – делится руководитель кинологического подразделения. – Для собаки нужно все прочувствовать: сегодня она в сосновом лесу, под лапками иголки и шишки, запах хвои, а завтра она бежит по прелой листве или высокой траве. Может мышку учуять – и тут проводник напоминает, воспитывает – мы не отвлекаемся, когда кого-то ищем. Собака не должна бояться перелазить через буреломы и валежник, заходить в ручей.
Последняя большая тренировка кинологического подразделения «СпасАлтай22» проходила как раз в таких, непростых условиях. Это были учения поисковых отрядов совместно с Республикой Алтай. Даже если собака еще не очень хорошо ищет людей, плохо концентрируется, ей и ее хозяину очень важно присутствовать на таких мероприятиях. Именно там отрабатываются все тонкости: проводник должен знать азы поисковой работы, а для его любимца это хорошая социализация, ведь столько людей и запахов!
– Мы ходили по «квадратам» (разметка территории для поиска, – прим.ред.), работали отдельно и парами, отрабатывали «подлайку на человека». Это когда к проводнику с собакой подходит статист, ему нужно привлечь внимание животного к себе, развеселить, потом он убегает и садится в укрытие. Когда собака подбегает к нему, она должна начать лаять. Это элементарный, но очень важный навык – так собака даст знать поисковикам, что обнаружила «потеряшку». Какие-то собаки работают с азартом, другие даже не понимают, что от них требуется, а кто-то просто перевозбуждается от происходящего и плохо себя ведет, как моя собака, – смеется Елена Александровна. – Хороший результат показал Драйв – он вышел на след девочки, условно потерявшейся, и нашел ее. Также неплохо себя проявила Малина. Теперь работаем над ошибками: если мой спаниель Лето находит статиста, то лезет «обниматься» с ним, то Драйв даже не подойдет, он недоверчив к чужим – находит и молчит. А ведь в результате они должны облаивать человека.
Не меньше работы и у статистов – они нужны на тренировках всегда, и, желательно, разные. Это важно для того, чтобы собака не концентрировалась на одном запахе: ведь потеряться могут мужчины, женщины, дети и пожилые люди, а не только молодые девушки, которые составляют большую часть поисковых отрядов. Пес не должен «цепляться» к определенному запаху, и в то же время учится запоминать и использовать конкретный запах в следовой работе. Например, если статист отдает проводнику свою вещь и прокладывает след – собака должна искать именно его и никого другого. Если отрабатывается «подлайка» – задача статиста только «разыграть» собаку, отбежать и сесть. Но успехом будет найденный сидячим или лежачим любой человек в квадрате поиска.
В лучшем случае, хорошо обученная собака, которая умеет концентрироваться, сможет отработать два часа – потом ей понадобится отдых. В условиях тренировки человека найти достаточно быстро, а при реальном поиске временных прогнозов никто не дает. Поэтому, очень важно стабильно продолжать тренировки. В ПСО «СпасАлтай 22» всегда рады новым добровольцам – в том числе и «хвостатым».
– Мы будем дальше тренироваться, а весной пойдем в усиление к пешим группам по природной среде, – пообещали в кинологическом подразделении.









