Согласно документам, права на территорию есть только у одного многоквартирного дома
На ул. Революции между жителями домов №102, №100 и №84/2 разыгралась «революция» из-за территории, которую ранее использовали как парковку. Согласно кадастровому паспорту, она относится к бывшему общежитию офицеров, дому по ул. Революции, 102. Однако «лицом» на эту же площадку смотрит и многоквартирный дом №100, а дом №84/2 граничит с ней вплотную. Собственники решили прогнать всех, кто, по их мнению, парковкой пользоваться не должен: установили столбики, повесили цепь и замок. Однако мириться со сложившейся ситуацией когда-то добрые соседи не намерены. В сути конфликта разбиралась корреспондент «БР».
Это не операция «Ы»
Бывшее общежитие от минобороны многое претерпело на своем веку. Здание, построенное в 1963 году постепенно становилось обычным многоквартирным домом. С 2019 года здесь живут только собственники: на два подъезда 21 квартира.

Обслуживала дом УК «БиКо-Центр», однако сейчас дом готовится перейти на новую форму управления – ТСЖ. Плотное расположение соседних домов, в которых проживает большее количество бийчан, привело к тому, что территорией дома по ул. Революции, 102 стали пользоваться «всем миром». Многие годы ситуация всех устраивала, пока собственники не захотели отгородиться – установили запрет въезда на парковку чужим автомобилям, закрепив это требование столбиками и цепочкой.

Для Анатолия Паутова, который вырос в этом районе, и в доме по ул. Революции, 100 живет почти 35 лет, все происходящее стало большим откровением: когда-то общий двор стал «чьим-то». Утром под дворниками своего автомобиля он нашел вежливое приглашение-записку парковку покинуть и больше здесь автомобиль не ставить.

– Этот дом был преобразован в 2019 году, а нынешние собственники заселились где-то в 2021 году, – вспоминает он. – И уже тогда в разговорах стал проскальзывать такой момент, что они планируют устанавливать ограждения, препятствующие доступу на парковку жителям близлежащих домов. Начали делать нам замечания, что здесь парковаться нельзя. Хотя у них всего на весь дом несколько автомобилей.
Больше всего «изгнанных» из свободного парковочного пространства возмущает тот факт, что назначение свое это место не поменяет – так и останется парковкой для автомобилей. Предложение сделать «ни нашим, ни вашим» – место облагородить, озеленить общими силами, было отвергнуто.

– Они хотят эту площадку также оставить под парковку, детскую площадку обустраивать не будут, – поясняет Анатолий. – Гонят даже тех, кто здесь просто гуляет.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, данная территория действительно относится к дому №102. Жильцы других домов при этом считают, что межевание было проведено без учета их интересов.

– По сути дела, жителям двух соседних домов ставить машины просто некуда: у нас только дорога и небольшой газон. У второго дома раньше была детская площадка – ее снесли из-за технической неисправности, – продолжает Анатолий Паутов. – А этот дом позиционирует себя как «элитный», и парковочные места у них должны быть обязательно. Ну а другим-то что делать? Мы приходили к ограждению коллективно, чтобы выразить свое несогласие, ведь к одному из домов даже пожарного доступа нет из-за этой цепочки. Они говорят: «Мы бабушку сюда посадим, будет цепочку открывать». Это что, «Операция Ы», что ли? Несерьезно.
Раньше было лучше
Автовладельцы по-разному отнеслись к требованию покинуть парковку. Одни сразу же его выполнили, другие вынуждены были оставить машины, оказавшись впоследствии в ловушке.
– Сначала они предупредили записками, что мы должны убрать свое транспортное средство, потом поставили шлагбаум. У нас машина до сих пор стоит, отсюда выедем и больше не заедем, получается, – рассуждает Яна Ожерельева, житель дома по ул. Революции 84/2. – Во дворе нашего дома ее негде ставить. Понимаете, мы бы хотели договориться с ними, обустроить территорию помочь: здесь засыпать все ямы, облагородить, чтобы всем было комфортно. Но нам сказали только «убираться с этой территории».

Предлагали и другие решения: выделить нужное количество мест собственникам, оставив остальные под свободную парковку. Однако и этот вариант показался неподходящим.
– Ведут себя агрессивно, на разговор не идут. Это обидно – у них сейчас пустая парковка, а у нас люди не знают, где ставить машины, – рассказывает о ситуации Яна.

Единодушны с ней и другие жители дома № 84/2. Анна Одринская считает, что зданию, в котором меньше квартир, не может принадлежать огромная площадка, в то время как в соседних многоквартирных домах такой территории вовсе нет.
– Мы хотим, чтобы шлагбаум просто убрали и мы спокойно ставили машины. Если обойти наш дом со стороны – там буквально только тротуар, мест для парковки нет. Но на конфликт мы не пошли, будем разбираться законным путем, – говорит она.

Окна главы большой семьи Артема Крутых, жителя дома по ул. Революции 84/2, теперь выходят на чужую территорию.
– Мы живем здесь с семьей уже шесть лет, на первом этаже. Все это время спокойно ставили машину, а сейчас все перегородили. Теперь приходится бросать машину вдалеке, в гаражах. Но главное даже не это. Я за то, чтобы это была общая площадка: здесь же можно и пространство для отдыха сделать, и для детей что-то.

Территория, которая стала "яблоком раздора", сейчас действительно почти пустует. Помимо автомобилей, которые еще не выехали, здесь стоят и машины без опознавательных знаков и номеров. Следить же за своим движимым имуществом, если вдруг авто вышло из строя, соседям стало сложнее.

– У нас в принципе окна смотрят на эту сторону, где парковка, а машина сейчас сломана. Оставлять ее где-то, где ее не видно, опасно, – делится Тахмина Мирзоева, житель дома по ул. Революции 84/2. – Мы напротив своего окна ставили, потому что у нас неоднократно с нее запчасти воровали: то брызговики, то еще что-нибудь открутят. Не понимаю, что сейчас происходит, ведь они так же в этом дворе ставят свои авто, и никогда не было вот этого «мое–твое» место.
Компромисса быть не может?
Установка шлагбаума – в простонародье столбика и цепочки, произошла на совершенно законных основаниях. Документы корреспондентам показала Вера Сошкина, житель дома ул. Революции, 102. Она пояснила, что сначала было обращение в городскую администрацию, в отдел архитектуры, с просьбой выдать разрешение на их установку. Пришел ответ, что для этого разрешение не требуется, понадобится лишь организовать собрание собственников жилых помещений. Собрание – провели, протокол – есть.

– Они четыре года ставили машины на нашей придворовой территории. Да так, что когда наши люди приезжают с работы, а машин у нас немного, всего восемь, они по итогу не знали, куда им «приткнуться», – объясняет Вера Арнольдовна. – Потому что у них по две-три машины на семью.
По кадастровому плану, к дому относится прилегающий к нему участок до ул. Революции, 100 и вплоть до леса, до самых гаражей.

Ранее эту территорию, вместе с бесхозным зданием собственник выкупил. Дом отреставрировали, начали продавать квартиры, а прилегающий участок подарили городу. Но числится он по-прежнему за указанным домом.
– В доме 21 квартира, проживают здесь, в основном, пожилые люди. У нас нет сил осваивать дальний участок до леса, нам нужна только наша придомовая территория. Хочется жить по-человечески, чтобы все было в порядке: всем хватало места, можно было бы сделать клумбы. Они все говорят нам, что пожарный автомобиль не проедет – так он тем более не проедет, когда их машины стоят! – уверена Вера Арнольдовна.

Она объяснила, почему они не заинтересованы ни в общей, ни в детской площадке. В их доме проживает всего один маленький ребенок, это просто нецелесообразно.
– Понимаете, они ставят на нашу территорию машины и с другого торца, за домом, прямо к окнам. Как будто это в порядке вещей! У них для парковки есть огромная площадь – пусть срезают дорогу со стороны улицы, делают пешеходную дорожку и парковку для машин. Но этим же надо заниматься, встречаться со специалистами, – продолжает женщина. – У нас очень плохо снег зимой чистили – вот мы сами выйдем, прочистим дорожку чтобы ходить, а они на эту дорожку машины ставят. Еще мусор в кусты бросают. Поэтому компромисса тут быть не может: стоит пустить одного, они опять все будут здесь машины ставить. Причем, не только обычный, но и коммерческий транспорт, газели.

Женщина пожаловалась: в первый день, когда она держала оборону у цепочки, ей пришлось несладко.
– Я сидела одна на стульчике, открывала и закрывала цепочку. Они подошли толпой и начали на меня орать. Один из них пнул столбики, разговор вели на повышенных тонах. Участковый после приходил, все зафиксировано, наши подтверждающие право документы внесли в базу, – делится неприятными воспоминаниями Вера Сошкина.

Так как конструктивного диалога у всех заинтересованных жителей многоквартирных домов не вышло, одни – продолжают бороться за свою территорию, другие – намерены оспорить законность ее межевания.
Если что – проедут и потушат
Как пояснил «БР» Анатолий Замятин, начальник специальной пожарно-спасательной части № 4, если дом более 50 м в длину, то к нему должен быть обеспечен подъезд со всех сторон.
– Если доступ экстренным службам обеспечен или будут предприняты мероприятия, чтобы запускать спецавтомобили, то скорее всего, все законно. Чаще пожарной службе сложнее проехать из-за припаркованных автомобилей, это больше проблем доставляет. Приходится делать так, чтобы сигнализация сработала, теряется время.

Кстати, в Бийске перекрытие дворов цепями и блоками, на самом деле, явление не частое.
– Главное, чтобы был подъезд к дому, – подтверждает слова коллеги и Андрей Поздняков, заместитель начальника пресс-службы ГУ МЧС России по Алтайскому краю. – Если из четырех сторон дома только к одной нет проезда, это не нарушение. По поводу перекрытия проезда: если ответственное лицо может оперативно открыть цепочку или шлагбаум и обеспечить проезд, это тоже не нарушение.

За благоустройство придомовой территории отвечает местное самоуправление, поясняет в свою очередь Елена Таничева, автоюрист
– Если жильцы на общем собрании решили, что этот участок земли будет использоваться подобным образом, поставили на кадастровый учет, то все это вполне законно. Но согласие, в таком случае, должны дать все. При этом, в дальнейшем выделенное ранее под парковку место может быть использовано и иначе, если на то будет желание жильцов этих домов. Но чаще всего в Бийске люди занимаются самозахватом территории, редко кто идет в правовую сферу: ставят конусы, блокирующие устройства, протягивают цепи, выкладывают балки, шины.
Парковочные войны в маленьком городишке, это укор главному архитектору. Как планируют город если там нет мста автомобилям?