Руководство Алтайского края не видит смысла в восстановлении бийского аэропорта
Власти Алтайского края не рассматривают восстановление и развитие бийского аэропорта как перспективное направление и более того, считают, что вкладываться в него – нецелесообразно.
И это даже не смотря на то, что в регионе стараются активно развивать туризм. При этом транспортная доступность всегда оставалась одним из основных критериев при выборе мест для отдыха.
Уже есть два
Что ждет бийский аэропорт, и почему за все годы его простоя ни руководство региона, ни собственники инфраструктурных объектов не вкладывались в предприятие, пытались разобраться корреспонденты ИА «Банкфакс».
В управлении по развитию туризма и министерстве транспорта Алтайского края журналисты пытались узнать: есть ли шанс, что аэропорт в Бийске возродят.
Чиновники из управления по развитию туризма согласились с тем, что восстановление аэропорта в Бийске могло бы значительно дополнить транспортную инфраструктуру региона. Однако основные объекты края, рассчитанные на турпоток - «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета» и санатории Белокурихи – уже имеют точки авиасообщения.
Это аэропорты в Барнауле и Горно-Алтайске. Так что большой потребности в еще одном аэропорте – бийском – не видят. По мнению чиновников, существенного влияния на развитие туристической сферы он бы не оказал. В минтрансе Алтайского края тоже ответили, что перспектив у бийского аэропорта не видят.
На мировой уровень
Еще не так давно все было по-другому. И хотя фактических вливаний в аэропорт не было, разговоры о его грядущем возрождении заходили регулярно. Менялся лишь год, когда аэропорт вновь сможет принимать воздушные суда.
С 2007 года власти региона заявляли о необходимости реконструкции аэропорта. Ремонт комплекса зданий и обслуживающих строений, взлетно-посадочной полосы изначально был включен в проект обустройства особой экономической зоны на заре создания «Бирюзовой Катуни».
В итоге он смог стать конкурентом не только так и «планируемому» бийскому, но и значительно перехватить поток барнаульского аэропорта.
В 2017 году Александр Карлин, тогда еще губернатор Алтайского края, заявлял, что планы развития бийского аэропорта еще есть. Более того, ему предрекали внести существенную лепту в развитие алтайского туризма.
«Как только будет введен в эксплуатацию аэропорт в Бийске, мы точно создадим вторые Карловы Вары», - говорил Александр Карлин, говоря о том, что Белокурихе пора выйдет мировой уровень.
В собственниках – край и бизнес
В стратегии социально-экономического развития региона наш аэропорт пока значится. Упоминается, что к 2035 году необходимо приложить усилия, чтобы развить малую авиацию. В связи с этим прописано восстановление бийского аэропорта, наряду с рубцовским и славгородским.
При этом кто является владельцем акций аэропорта - еще не так просто разобраться. Впрочем, «Банкфаксу» удалось выяснить, что состав реальных владельцев почти не менялся. Так, когда аэропорт еще функционировал, за производственную деятельность отвечал филиал АО «Авиапредприятие «Алтай». Это компания, которая сегодня управляет барнаульским аэропортом.
До 2007 года основной пакет акций аэровокзала Бийска принадлежал Валерию Пекарскому, известному бизнесмену и в прошлом депутату АКЗС. Свои 52 процента ценных бумаг он продал компании «АРТИ», которую связывают с бизнесом другого экс-депутата Юрия Шамкова. Кстати, сам Шамков предрекал, что Алтайский край в ближайшее время ждет туристический бум и в связи с этим – поток инвестиций, которые и смогут оживить в том числе и бийский аэропорт.
Тихо, по-семейному
Этого не произошло, а владельцы активов аэровокзального комплекса продолжали меняться.
В 2016 году акции «Бийского аэропорта», до этого принадлежавшие «Барнаульской пищевой компании» (БПК) – их было 23,5 процента - были проданы «Дельте плюс». Это предприятие не ведет никакой деятельности, что подтверждается бухгалтерской отчетностью. Но интересно, что это предприятие зарегистрировано в Барнауле по адресу пр. Космонавтов, 14. Случайно ли, что там же зарегистрированы бизнес-активы семьи Шамковых?
Среди других акционеров, владевших в разное время акциями аэропорты, - предприятия бийской оборонки - Бийский олеумный завод, Сибприбормаш – а еще нынешний банкрот «Железобетон им. В.М. Мозырского». У последнего, кстати, ранее было 15,8 процента акций, но в ходе конкурсного производства в отношении банкрота эти активы уже не назывались.
Доля правительства Алтайского края составляет 5,1 процента акций, но даже от этого регион намерен избавиться. Ценные бумаги внесли в прогнозный план приватизации по 2023 год.
Ждали другого
Менялся и совет директоров ОАО «Бийский аэропорт». Однако в него всегда входили лица, так или иначе аффилированные с Шамковым. Бессменным директором в аэропорту остается Сергей Будилко, которого также связывают с бизнес-структурам семейства Шамковых.
Однако за все эти годы фактического владения и управления предприятием, собственники не проявляют активности по оживлению аэропорта Бийска и уж тем более не спешат вкладывать в него собственные средства.
По всей видимости, планы были другие - получить государственную поддержку и инвестиции со стороны, а самим заняться обслуживанием аэропорта, который бы «подпитывался» развитием туризма на Алтае.
Однако туристов перехватывают аэропорты Барнаула и Горно-Алтайска, а у предприятия «Бийский аэропорт» фиксируют лишь убытки. Сейчас он установлен в размере 36,3 млн руб. В него записали весь капитал организации.
В пояснении к отчетности говорится, что 30,9 млн руб. списали «из-за выбытия необоротных активов, объекты незавершенного строительства». В 2021 году их передали в собственность Алтайского края, что в руководстве региона пока не подтверждают. Отсюда встает вопрос: может бы вообще «Бийский аэропорт» существовать как предприятие?
«Банкфакс» пытался связаться с руководством акционерного общества, чтобы узнать, что ожидает предприятие и сам аэропорт, однако ответа так и не получил.
Давно пора. Отдать площадку дристерам, пусть там гоняют.