Исправительные работы – еще один шанс вернуться к нормальной жизни
Рабочие в ярких жилетках, с метлами или лопатами в руках, всегда привлекают внимание бийчан. Особенно, когда они замечают, что за процессом наведения чистоты пристально следит человек в форме. А иногда такой надзор и вовсе не требуется – осужденные, а это именно они, работают, чаще всего, на совесть.

– Мы сотрудничаем с УФСИН с 2019 года. Осужденные работают у нас дворниками, уборщиками лестничных клеток. Те, кто обладает хорошими профессиональными навыками, могут выполнять и другую работу, – говорит Людмила Елович, директор ремонтно-эксплутационного предприятия №6. – Выполняют свою работу аккуратно, ведь причин отказаться от этого у них нет. Они должны работать, раз идут на досрочное освобождение.
Помогают городу
Возле жилых домов мужчины за короткое время очищают от снега подъезды, отмостки, тротуары. Подметают и моют лестничные пролеты – основная задача, поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи для жителей микрорайона.
– У нас на участке 27 домов, мы распределяем работу равномерно: где-то требуется пройти бригадой, где-то понятно, что справятся и вдвоем, – поясняет Людмила Михайловна.

Конечно же, каждый получает не только весь необходимый инвентарь, но и форму. О необходимости привлечения осужденных к подобному виду работ вопрос даже не стоит: это важно не только им самим, но и горожанам. Сотрудничество с УФСИН, в свою очередь, помогает бийским организациям решать проблемы нехватки рабочих рук, в особенности – дворников.
– У нас находятся осужденные, которые выполняют принудительные работы по постановлению, взамен наказания в виде лишения свободы, либо по приговору сразу получившие наказание в виде принудительных работ, – рассказывает Максим Андрейкин, начальник изолированного УФИЦ №1 КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю. – Трудоустроены они по всем предприятиям города. В этом году зима у нас достаточно снежная, поэтому осужденные приносят огромную пользу.

Кстати, некоторые из осужденных за «ударный труд» даже были награждены администрацией Бийска. Ведь они помогают не только жителям многоквартирных домов, но и осуществляют очистку от снега обочин автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных переходов.
– Это достаточно полезный вид наказания, осужденным дается шанс не только работать, но и получать полноценную зарплату, как и обычные люди. Они не лишены свободы, полностью сами себя обеспечивают, – считает Максим Геннадьевич. – Некоторые даже после освобождения остаются на своем рабочем месте.
Между колонией и УФИЦ
Евгению Геннадьевичу, осужденному, который с октября работает в РЭП-6, заменили определенный судом срок принудительными работами. Все задания он выполняет более чем добросовестно – мечтает побыстрее освободиться домой, к родным и близким.

По прибытии в учреждение УФИЦ каждый осужденный получает все, что потребуется ему на первое время: постельные принадлежности, матрас, подушку, одеяло. В дальнейшем, как только начнет зарабатывать, сможет сам приобретать продукты питания, если нет желания посещать столовую.

Также здесь есть стиральные машинки, холодильники, микроволновки, газовые плиты. Но самое главное – к добросовестным работникам и отношение сотрудников администрации УФИЦ хорошее: помогают решить некоторые вопросы, не потеряться при полноценном выходе «на волю».
– Это очень большая разница, по сравнению с режимным объектом, колонией, – сознается Евгений Геннадьевич. – Там все очень строго: вывели на работу, привели с работы и все. Здесь, если ты отбываешь принудительные работы по месту жительства, то можешь выйти на четыре часа к родственникам. Если нет прописки – на два часа в магазин, больницу, для себя что-то приобрести.

Такой режим не для каждого, но для большинства – намного повышает шансы успешной адаптации к последующей вольной жизни, помогает обрести под ногами твердую почву, скопить денег на первое время, и самое главное – вновь не наступить на одни и те же грабли.
Евгений рассказал, что сейчас ему начисляют в среднем по 37 тысяч рублей, после выплаты налогов и исковых требований остается около 25 тысяч рублей. Часть он отсылает семье, себе оставляет только прожиточный минимум.
Метут за идею
Но не все осужденные получают плату за обязательные работы. Молодые ребята, которые осуждены по самой популярной статье – вождение в нетрезвом виде, метут и скребут значимые городские участки только за идею исправления и перевоспитания.

– Действительно, город убирают в том числе и осужденные к обязательным работам, которые состоят у нас на учете, – подтверждает Роман Гусев, старший инспектор филиала по городу Бийску, федерального казенного УИИ УФСИН России по Алтайскому краю. – Отбывают они наказание на объектах и в организациях, которые определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Осужденные таким образом отбывают наказание не более четырех часов в день, когда не заняты на основной работе или учебе. Контроль качества осуществляется также уголовно-исполнительной инспекцией, проверки по месту работы проводятся не реже одного раза в месяц. Также взаимодействие происходит непосредственно и с организациями, в которых они отбывают наказание. В основном, это муниципальные городские предприятия.
– В случае нарушений осужденными порядка условий отбывания наказания, принимаются соответствующие меры реагирования и по решению суда, по представлению уголовно-исполнительной инспекции, неотбытая часть наказания для обязательных работ может быть заменена более строгим видом наказания принудительными работами, либо лишением свободы, – предупреждает Роман Анатольевич.

При этом, случайно ли? Молодым нарушителям часто выпадают очень значимые общественные места. Это заставляет не только ответственно относиться к делу, которое тебе доверили, но и задуматься о том, как выстраивать свою жизнь дальше.
Всех пусть выводят, включая и тех, кто категорически не хочет приносить пользу обществу. Казенные харчи и комфортное содержание надо отрабатывать.