С момента крушения танкеров в Керченском проливе и разлива мазута на побережьях и акватории прошло два месяца
Алексей Эбель, вице-президент Союза охраны птиц России, организатор Клуба исследователей природы Алтая, ученый и волонтер, высказался по поводу эффективности спасательной операции птиц, после масштабного разлива мазута на побережьях и акватории Керченского пролива.
Для подведения итогов и своих выводов он воспользовался официальными данными и статистикой от Минприроды Краснодарского края от 20 февраля 2025.
- Данные только по краю, без учета Крыма и тех птиц, которые выпали из отчетности. Но картину это не меняет, представление о масштабах воздействия катастрофы на птичий мир и гибели тысяч пернатых эта статистика дает, - считает известный в Алтайском крае орнитолог.
Так, всего было собрано 9 306 пострадавших от мазута особей 31-34 видов. Из них живыми - 6 625 птиц, мертвыми - 2 681. Подавляющее большинство составили поганки (5 видов) и экологически близкие к ним гагары (2 вида) - 92% от всех, чомга (большая поганка) - 82%. Среди пострадавших и погибших птиц есть "краснокнижные": чернозобая гагара (408 птиц), красношейная поганка (9), кудрявый пеликан (1), хохлатый и малый бакланы (32 и 2 соответственно), белоглазый нырок (1), черноголовый хохотун (1).
Замазученных птиц обрабатывали волонтерские центры помощи птицам и частные сафари-парки.
- На 20 февраля 2025 осталось в живых лишь 132 птицы (в двух реабилитационных центрах). Кроме того, в начале января было выпущено в естественные водоемы 405 птиц (поганки и лысухи), что вызвало негодование и бурю эмоций у волонтеров, а недавно - еще 8 поганок. Из первой партии "выпускников" (предположительно) примерно 60 вскоре были найдены мертвыми. Допустим, что все они умерли, как утверждают спасатели птиц, а восемь реабилитированных в течение примерно полутора месяцев - прибавим к выжившим. Почти 4 тысячи птиц умерли почти сразу после помывки и обработки, а также в процессе перевозки, часто на большие расстояния (от Анапы до Краснодара, Ставрополя, Ростова). Общий падеж непосредственно в центрах помощи составил 2 250 особей, без учета потерь на этапах экстренной помощи и перевозки. Несколько арифметических действий - и мы имеем долю выживаемости "спасенных" птиц через 2 месяца после аварии - 2,1% от всех собранных за это время живыми (с учетом выпущенных в Сочи). То есть, общая смертность - 97,9%... Непосредственно в центрах (пунктах) помощи птицам выживаемость поступивших к ним пациентов составила чуть менее 6% и птицы содержатся лишь в двух из них.
Алексей Эбель подчеркнул, что это повод задуматься об эффективности помощи пострадавшим птицам и приоритетах в оказании помощи редким и ценным видам.
- Увы, не последняя такая катастрофа для наших птиц и надо делать выводы из этой трагедии, - считает Алексей Эбель. - Обмениваться наработками, научными результатами, проводить форумы по данной теме. Чтоб не забывать, как забыли аналогичную катастрофу в Керченском проливе 2007 года и ее опыт.