Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

От Кубы до Японии: 60 лет назад на воду спустили сухогруз "Бийск"

Сухогруз "Бийск"

Сухогруз, названный в честь нашего города, бороздил моря и океаны

На датской судоверфи «Накскоу» по заказу Советского Союза 60 лет назад построили океанский сухогруз, его приписали  к Черноморскому пароходству. Решением советского правительства судну присвоили имя «Бийск».

Подарок бийским оборонщикам

Судостроительное предприятие «Накскоу» (Nakskov) имело мировое признание и в те годы поддерживало тесные деловые связи с СССР. Теплоход был создан по советским  проектам датскими инженерами и рабочими.

Имя «Бийск» появилось на борту суперсовременного по меркам 1964 года сухогруза не случайно. Так страна наградила трудовые коллективы бийских предприятий оборонного комплекса за то, что они своей продукцией  серьезно укрепили ее мощь.

Разработанный советскими специалистами проект преду­сматривал все нюансы и мелочи. Команда сухогруза некоторое время переписывалась с жителями нашего города и однажды поделилась, что иностранные моряки, которые были частыми гостями на «Бийске», не без зависти смотрят на добротную установку для кондиционирования воздуха, телевизоры, киноаппарат. Но еще больше поражало иностранцев то, что у каждого члена экипажа была своя отдельная комфортабельная каюта и прекрасные условия труда.

В то время «Бийск» был одним из самых современных типов теп­лоходов водоизмещением 14,5 тыс. тонн. По категории морских судов он был рассчитан на неограниченные океанские плавания в любых погодных условиях.

160-метровый корабль без захода в порты мог совершать рейс протяженностью 36 тыс. километров. Жизненные функции теплохода поддерживали три дизель-генератора. Их мощности с лихвой хватило бы для того, чтобы обеспечить электроэнергией весь наш город.

Одноместные каюты для экипажа, два салона для отдыха, бытовые помещения и лифт для подъема продуктов и готовой пищи в буфеты – все было продумано проектировщиками.

Первый помощник капитана теплохода «Бийск» – Г. В. Менушкин в 1964 году редакции «Бийского рабочего» раскрыл некоторые характеристики, которыми был наделен сухогруз:

«Его пять огромных трюмов смогут принять более 12 тысяч тонн генеральных грузов. Устанавливаемые на нем дизеля «Бурмейстер от Вайн» мощностью 12600 лошадиных сил позволят развивать скорость 18 узлов в полном грузе и до 22 (свыше 40 км/час) – в балластных переходах. Управление «Бийском» будет осуществляться с помощью сложной радионавигационной аппаратуры, впитавшей в себя последние достижения науки и техники в области судовождения».

Орденоносный капитан и кочегар с «Авроры»

Для «Бийска» был сформирован высокопрофессиональный экипаж. Возглавил его  63-летний Иван Михайлович Письменный, почетный капитан Министерства морского флота.

Его морская карьера началась еще до революции с работы матросом. 15-летним мальчишкой он плавал на частных судах. Революция позволила сыну простого потомственного моряка Херсонщины получить штурманское образование и диплом капитана дальнего плавания.

Командовать судами Черноморского пароходства Иван Письменный начал с 1938 года. Его опыт капитана очень пригодился стране во время Великой Отечественной войны.  Командование назначило его старшим военным лоцманом, и только одному ему известными морскими путями Иван Михайлович провел десятки судов.

В газете «Бийский рабочий» за 9 января 1966 года писали:

«Под его руководством в условиях ожесточенных налетов была проведена блестящая операция по буксировке из Николаева каравана недостроенных кораблей и эвакуации на них более трех тысяч рабочих».

Враг не мог оставить безнаказанным  бесстрашного и опытного морского  офицера.

В 1942 году фашисты, разыскав через предателей оставшуюся в Одессе семью Письменного, расстреляли его жену, восьмилетнюю дочь и трехлетнего сына. Горе не сломило этого мужественного человека, и он продолжал нести боевую вахту. Иван Письменный руководил высадкой войск подкрепления на историческую «Малую землю»  под Новороссийском, участвовал в освобождении Севастополя.

В апреле  1944 года он с группой моряков, действовавших в составе 3-го Украинского фронта, вошел в разрушенную, охваченную пламенем  Одессу. Собрав  добровольцев из местных жителей, Иван Михайлович организовал тушение горящих зданий порта, спас около 20 тонн зерна, трофейное оборудование и сохранил много другого имущества. Советское правительство высоко оценило подвиги Письменного, наградив его тремя боевыми орденами и несколькими медалями.

После окончания войны  Иван Михайлович снова вернулся в пароходство, командовал в разное время несколькими пассажирскими лайнерами. За выдающийся вклад, внесенный в развитие морского транспорта, его удостоили ордена Ленина. Вот такому человеку, удивительной судьбы, с героическим прошлым и огромным опытом, доверили руководство «Бийском». Ему надлежало сплотить команду из 52 пришедших с разных судов моряков.

На сухогрузе, носящем имя нашего города, было много других замечательных членов экипажа. Например, Александр Михайлович Мельниченко – бывший кочегар знаменитой «Авроры», в военные годы он был разведчиком прославленного полка морской пехоты.

Старшим механиком был назначен Валентин Иванович Капранов. В 1964 ему было 35 лет. В его послужном списке – многочисленные изобретения и усовершенствования, звание «Лучший механик Министерства морского флота», а в числе наград – большая серебряная медаль и ценный подарок ВДНХ, первая премия по итогам конкурса рационализаторов флота.

Фото: архив "БР"

От Кубы до Японии

Свой первый рейс сухогруз «Бийск» совершил через Атлантику на Кубу. Потом были  десятки других рейсов и  тысячи морских милей за бортом. «Бийск» возил грузы в порты Индии, Пакистана, Судана, Японии, Китая и других стран. В Кубу привезли трактора, автомобили, металлопрокат и лесоматериал. В Эфиопию доставили оборудование для нефтеперегонного завода. Об этом эфиопском рейсе в 1966 году редакции газеты «Бийский рабочий»  поведал  матрос Константин Лудченко – курсант Одесского высшего инженерно-морского
училища:

«Работаю и с опаской поглядываю на необычный палубный груз, который закреплен по обоим бортам судна».

«Порядочные махины, – заметив мой взгляд, говорит матрос Валерий Афанасьев. – Вес солидный: эта штука весит 28 тонн, а та, что покороче, – 62. Никто их брать не решался, а вот наш капитан отважился…»

«Вся загвоздка в том, что выгружать придется судовыми кранами, а они на такой груз не рассчитаны», – добавил Филипп Бакал».

Немало повидал за свою морскую жизнь «Бийск». Довелось ему побывать и в объятиях сильнейшего урагана, вошедшего в историю наблюдений под именем «Франсез-1». Пять дней противостоял «Бийск» стихии. Крутые огромные океанские волны били об его борт и кренили то в одну, то в другую сторону. Штурманский состав внимательно следил за изменением направления ветра и профессионально избегал встречи с эпицентром урагана. Из этой схватки сухогруз вышел победителем.

Это вся найденная официальная информация о теплоходе «Бийск» – сухогрузе типа «Белорецк». Из неофициальных источников удалось  узнать, что к Черноморскому пароходству он был приписан до 1990 года. 17 марта 1990 года «Бийск» прибыл на разделку в город Аланг в Индии.

Комментарии (5)

1000

Авторизоваться:

В разгар перестройки был направлен(как и много чего другого) на металлолом именно за бугор. Весьма красноречивый факт.

Что и следовало ожидать, корабль построили для совка проклятые буржуины, так как совок ничего сам не мог делать, но совкоdрочеры эту заслугу себе приписывают и сопли распускают, что в момент перестройки его пустили на металлолом!

На севере есть меньшего размера посудина "Бийск". Пару лет назад в Обской губе был замечен. Капитан родом из Бийска.

Генераторов описываемого судна не хватит для снабжения даже для десятой части потребителей города Бийск - автор тупо переписал инфу из непроверенного источника. Мощность трёх генераторов судна составляет 1500 кВт, а потребление 200000 тысячного населения Бийска составляет по нормативу 30000 кВт - считайте сами!

Ирина
Василий, прежде, чем оскорблять посчитайте сами. Мощность двигателя 12600л.с, перевидите это в кВт. Получится 9267кВт. Это мощность одного генератора, их было три. Где вы взяли цифру 1500? К тому же в 1964 году у населения Бийска были другие нормативы энергопотребления.
Ответить