Бикатунский острог был построен на месте, которое современники знают как Вихоревская переправа, но точные его координаты неизвестны
Ровно 400 лет назад, в 1625 году, русские люди впервые попытались проникнуть в северную часть Алтая. Это событие напрямую касается истории нашего города. Благодаря экспедициям казаков на землях Верхнего Приобья в дальнейшем был построен Бикатунский острог, с которого и начинает отсчет летописи Бийска.
На дощаниках и лыжах по Телеутской землице
Территория, на которой сегодня располагается Бийск, четыре века назад принадлежала этническим группам северных алтайцев. В то время самыми южными русскими укрепительными пунктами были Томск и Кузнецкий острог. В 1625 году по приказу кузнецкого воеводы Евдокима Баскакова в новые земли были отправлены казаки во главе с Сидором Фёдоровым и Иваном Путимцем. Интерес к Верхнему Приобью был продиктован несколькими обстоятельствами: во-первых, сибирские воеводы стремились расширить границы русского государства; во-вторых, надеялись пополнять казну, обложив аборигенные народы пушным налогом – ясаком; в-третьих, продвижение казаков на юг позволяло укрепить обороноспособность Кузнецкого острога.
На землях, которыми интересовались воеводы, проживали тубалары, челканцы, кумандинцы и керсагальцы (в русских документах их иногда называли «белыми калмыками»).
Процесс присоединения данных территорий был долгим, сложным, порой кровопролитным. Северные алтайцы сопротивлялись попыткам русских обосноваться в бассейне верхней Оби. Вот как описывает те события известный краевед Сергей Исупов в документально-исторических очерках «Бийск: острог, крепость, город»:
«В 1628–1630 годах по всей юго-западной Сибири прокатывается волна восстаний ясачных племен и народностей, в которых принимали активное участие и северные алтайцы. Кузнецкий воевода неоднократно посылал казаков на Бию за пушной данью, но все попытки заканчивались безрезультатно. Для того чтобы «встать твердою ногою» в новых волостях, необходимо было создать опорный пункт в самой «Телеутской землице».
Казаки предпринимали сделали несколько экспедиций для сооружения пограничного острога.

В июле 1632 года 60 казаков под предводительством сотника Пущина отправились в неизведанные земли на трех дощаниках. Так называли небольшие парусно-гребные суда. До Бии им добраться не удалось из-за столкновения с воинами телеутского князя. На следующий год в феврале томские воеводы отправляют на юг «лыжным ходом» другой отряд. Ясаком местные племена обложить удалось, а вот опорный пункт построить у русских снова не получилось. Не решил поставленную задачу и третий поход (1642 год). Тем не менее к 1643 году сбор ясака по средней и нижней Бии возобновился, а этнические алтайцы признали главенство России и даже стали союзниками русских в борьбе с Джунгарским ханством. Старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий Ерошкин рассказывает:
«Джунгарское ханство существовало в XVII–XVIII веках на территории, которая сегодня принадлежит нескольким государствам: Китаю, Казахстану, Монголии, Киргизии. Также под джунгарами были земли, на которых расположены Тува и Алтай. Образовалась эта последняя кочевая империя в результате объединения нескольких ойратских племен. Джунгары разоряли города и страны, препятствовали российской экспансии в Южную Сибирь».
То есть необходимость строительства острога на южных границах государства, в том числе и для защиты от джунгар, не вызывала сомнений. Район слияния Бии и Катуни для этой цели подходил как нельзя лучше. Данное место для строительства острога упоминал в 1667 году и тобольский воевода Годунов – автор проекта создания линии пограничных укрепленных пунктов вдоль всей южной границы русских территорий в Западной Сибири. Вот что об этом рассказывает в документально-исторических очерках Сергей Исупов:
«В пояснительных текстах-росписях к чертежу воевода подробно отметил и район слияния Бии и Катуни. «На устьях тех обеих рек есть Красный Яр, а в то де место угодно быть Великого Государя городу или острогу, потому что места пашенные и всякого зверя: соболей, лисиц да бобровых, речек великое множество и прибыль будет немалая…»
Есть и другие исторические документы, которые подтверждали необходимость строительства острога именно на слиянии Бии и Катуни. Например, сочинение, датированное 1683 годом, авторство которого приписывается подьячему Никифору Венюкову. В обращении к царствующим особам он говорит и об изобилии птиц, рыб, зверей в здешних местах, и о богатых лесах, и о плодородной земле. Упоминает он и о том, что здесь можно собирать налоги от проезда разных торговых людей. «Калмыки черные из своей земли в Мунгальскую и Киргизскую земли ходят, а мунгалы и киргизы тем же местом ходят к ним, калмыкам».
Строительство Бикатунского острога
Кузнецкие воеводы многократно и настоятельно испрашивали дозволения на строительство острога у истока Оби. К их доводам прислушались. В 1708 году кузнецкий воевода Михаил Овцын получил письменный указ в «незамедлительном времени Кузнецкого уезду на реках Бии и Катуни в пристойном месте построить острог со всякими крепостьми…» В очерках «Бийск: острог, крепость, город» Сергей Исупов рассказывает, что в указе были четко обозначены цели укрепительного сооружения:
«Оно было необходимо не только для «оберегания ясачных волостей», но и к селению пашенных крестьян» – то есть для последующей хозяйственной колонизации новых земель».
На Бикатунский острог возлагалась и еще одна функция – он должен был послужить новым открытиям.
Больше года Овцын готовил экспедицию для строительства острога. Отряд выехал из Кузнецка к истокам Оби 2 июня 1709 года, а уже 18 июня укрепсооружение было построено. В фондах Бийского краеведческого музея хранится фотокопия послужного списка казаков, которые принимали участие в строительстве острога, а потом и в отражении телеутского набега на Кузнецк в августе 1709 года. В списке значатся 646 фамилий. Боевое ядро составляли сибирские профессиональные военные, а основную силу – добровольцы из кузнецких и томских казачьих детей. Строить острог помогали пашенные крестьяне и посадские люди. Рядом с русскими трудились абинские татары и телеуты. Историки предполагают, что Овцын выделил для исполнения государева указа не менее 300 человек, среди которых были мастера «острожного строения». Возглавил отряд представитель старинного казачьего рода – голова конных казаков Кузнецка Яков Максюков. Так что своим появлением Бийск в немалой степени обязан этому человеку и сибирским воеводам.
Всего 16 дней понадобилось участникам экспедиции для того, чтобы добраться до места и построить острог. Со стройматериалом проблем не было, ведь по берегам Бии и Оби тянулись хвойные леса. Возведенный опорный пункт включал в себя крепости и жилые избы. Из очерков Сергея Исупова:
«…казаки Максюкова благополучно вернулись в Кузнецк и воевода рапортовал Петру… «в оном новопостроенном остроге оставлен кузнецкий сын боярский Андрей Попов, а с ним служилых людей сто человек да две пушки».
Просуществовал Бикатунский острог всего один год. Его малочисленный состав не смог устоять перед натиском трехтысячного джунгарского войска. Кочевники сожгли укрепсооружение, а тех казаков, что выжили, взяли в плен.
Бикатунский острог был построен на месте, которое современники знают как Вихоревская переправа. Однако точные его координаты неизвестны, также пока не найден ни в каких архивах чертеж укрепительного сооружения. Однако историки имеют относительно четкое представление о том, как он выглядел. Исходя из сроков строительства и поставленных задач это был тыновый острог. Старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий Ерошкин обратил внимание на несколько удивительных фактов:
«Несмотря на существование указа о строительстве Бикатунского острога, открытым остается вопрос, подписал ли его лично Пётр Первый. Мы отмечаем день города 18 июня и отсчитываем возраст Бийска с 1709 года. Между тем именно городом Бийск стал 20 октября 1782 года, до этого был крепостью. И если мы считаем днем рождения города 18 июня, то почему при праздновании не учитываем переход с юлианского на григорианский календарь?»
На исконно джунгарские земли пришли московские оккупанты. И вот уже 300 лет длится их беззастенчиванный грабеж. Доколе!?