Меценатством занимались по разным причинам
Расцвет меценатства в России пришелся на вторую половину 19 – начало 20 века. Тон в этом благородном деле задавали столичные купцы, жертвовавшие на богоугодные цели миллионы. Однако и наши, сибирские, старались держать марку. Наибольшее число пожертвований шло на нужды просвещения.
Сами - неграмотные
Историки говорят, что к меценатству бийских купцов подталкивали разные обстоятельства. Кто-то мечтал стать почетным гражданином (это звание почти приравнивало к дворянству, а получить его можно было за торговлю без убытков и обязательное меценатство. Другие купцы работали в органах самоуправления, и эта работа подталкивала к финансированию решения проблем. Ну и третья причина – православная этика: купцы были люди верующими, а благотворительность – неотъемлемая часть православной жизни.
Краеведы отмечают любопытный факт: сами покровители порой имели весьма низкий образовательный уровень. Старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий Ерошкин рассказывает:
- Купчиха Елена Григорьевна Морозова часто выделяла крупные суммы для строительства и развития школ в Бийске, при этом сама до конца своих дней не умела читать и писать. Почти поголовно невежественными были и купцы-чуйцы, торговавшие с Монголией. Среди них насчитывалось не более десятка людей, окончивших городское училище, а получивших среднее образование и вовсе не было. Большинство купцов и приказчиков даже свою фамилию писали с трудом.
На образование и церкви
Тем не менее полуграмотные купцы не только жертвовали огромные деньги на развитие бийских школ, но еще и принимали активное участие в деле просвещения.
Купец Михаил Савельевич Сычев, который с 1895 по 1902 годы был городским главой, не имевший даже начального образования, на протяжении двух десятилетий являлся «почетным блюстителем» Форштадского училища.
В 1881 году он построил на свои средства деревянное на каменном фундаменте с железной крышей здание для училища, рассчитанное на сотню воспитанников. Спустя четыре года купец пристроил к зданию еще одну классную комнату. Являлся Сычев и «почетным смотрителем» Пушкинского трехклассного училища и попечителем заречных церковно-приходских школ.
В 1903 году Михаил Сычев построил новое здание для Успенской церковно-приходской школы. Строительство обошлось ему в 5 тыс. руб. В 1896 году Михаила Сычева утвердили на должность председателя попечительского совета Бийской женской гимназии. В общей сложности Михаил Сычев пожертвовал на нужды церкви, образования и здравоохранения с 1876 по 1904 годы более 56 тыс. руб.
Сычева на посту председателя попечительского совета Бийской женской гимназии сменил Николай Иванович Ассанов. В «Справочнике по городу Бийску и Бийскому уезду» упоминается, что бийская прогимназия своим существованием во многом обязана этому купцу-чуйцу. С 1896 по 1913 годы его пожертвования в пользу гимназии составили 25 тыс. руб. Оказывал финансовую поддержку Николай Иванович и мужской гимназии. Например, в 1912 году он выделил средства для экскурсии гимназистов в Горный Алтай.
Супруги Морозовы построили в Бийске красивейший Свято-Троицкий кафедральный собор. В 1902 году Елена Григорьевна потратила 40 тыс. руб. на домовую церковь при городском мужском училище. На деньги этой купеческой семьи содержалось Николаевская мужская богадельня.
Отличался своей щедростью купец Николай Фирсов. Ежегодно он жертвовал средства на содержание женской прогимназии, построил и содержал на свои средства богадельню (так называли благотворительные учреждения для содержания нетрудоспособных лиц (увечных, неспособных к работе, престарелых, немощных).
Купец 1-й гильдии Яков Алексеевич Сахаров построил здание для Александро-Невской церковно-приходской школы и содержал ее. В 1889 году на свои средства он основал при Бийском тюремном замке домовую церковь, названную Космо-Демьяновской, а потом пожертвовал деньги на ее содержание. Потомки запомнили его и как увлеченного садовода. Сахаров продвигал разведение плодовых садов в сельских школах бийского уезда.
На что потратить наследство?
Антону Петровичу Копылову Бийск обязан зданием драмтеатра (бывший Народный дом). Получив от дяди в наследство 300 тыс. руб. и напутствие пожертвовать сколько-нибудь средств на благотворительные дела, Антон Копылов выделил на строительство Народного дома 200 тыс. руб.
О центре общественной и культурной жизни бийчане мечтали давно, однако денег на его строительство в казне не было. Дмитрий Ерошкин рассказывает:
- Жертвуя средства, меценат обозначил ряд обязательных к исполнению условий: в помещении Народного дома ни при каких обстоятельствах не должны продаваться и допускаться к употреблению спиртные напитки. Людей, замеченных в нетрезвом виде, должны были немедленно удалять. Все народные чтения и лекции должны быть бесплатными, а плата за чай и обеды в столовой, а также за театральные представления должна быть низкой.
Кроме зрительного зала и общественной библиотеки в Народном доме располагались биржа труда, воскресная школа для взрослых и городской общественный банк. Первоначальный капитал банка составлял 20 тыс. руб. – и это тоже были средства, пожертвованные Антоном Копыловым. По его распоряжению вся прибыль за исключением отчислений в запасной капитал должна была направляться исключительно на нужды благотворительности, образования и культуры.
Потратил много средств, сил и времени на создание и работу «Общества поощрения рысистого коннозаводства». С этим обществом связаны имена еще нескольких бийских купцов: Хакина, Рождественского, Рыбакова.
Купец 2-й гильдии Владимир Гордеевич Пискарев в 1916 году выделил 5 тыс. руб. на закупку предметов первой необходимости для малоимущих жителей города. В мае 1917 года он пожертвовал пострадавшим от опустошительного пожара в Барнауле одежды на 200 руб. В этих же благородных делах участвовал и другой знаменитый бийский купец – Александр Хакин. Его вклад: 5 тыс. руб. на закупку продовольствия для малоимущих, выделение одежды и продовольствия на сумму 1 тыс. руб. - для пострадавших барнаульцев.
Не только для своих
Купец Рождественский в 1882 году выделил средства для строительства двухэтажного здания городского общественного собрания.
Влас Рыбаков вошел в историю Бийска не только, как владелец оптовых винных складов, питейных домов и один из основателей винокуренного завода, но и как председатель попечительского комитета по строительству каменного здания храма Александра Невского. В 1894 году он пожертвовал деньги на отливку колокола для церкви, потом выделял средства на ремонт колокольни. В 1895 году открыл и содержал при этой церкви богадельню.
Как и другие купцы он жертвовал на образование, в том числе выделял деньги на содержание учителей Усятской школы и являлся попечителем Смоленского сельского училища.
Михаил Сычев жертвовал деньги томскому и мариинскому приютам. Во время русско-японской войны этот щедрый человек оборудовал вагон-склад для Российского Красного Креста и выделил денежные средства на пособие солдатским женам, пожертвовал 2 тыс. руб. на укрепление флота.
Николай Иванович Ассанов организовал в Кобденском округе прививку от оспы. Известен этот купец-чуец и как один из учредителей бийского отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта». Активное содействие он оказывал исследованию Монголии.
Торгующий скотом, порохом и огнестрельным оружием купец 2-й гильдии Алексей Соколов в 1876 году основал в Бийске больницу на 25 мест, в 1881 году пожертвовал 5 тыс. руб. детскому приюту в Томске. Будучи человеком религиозным, он вносил солидные пожертвования на строительство церквей в Горном Алтае и селах Бийского уезда.
Все равно, не понимаю: были ли эти купцы эксплуататорами проклятыми, кулаками и правильно их всех уничтожали и репрессировали, или всё-таки это были самые лучшие люди тех времен? Но тогда, получается, что тогдашние НКВДшники были проклятыми убийцами лучших людей; либо наоборот, расчищали мир от кровопийц проклятых?