Субсидия на жилищно-коммунальные услуги – совершенно не новая мера поддержки
Она предоставляется органами соцзащиты с начала 2000-х годов. Единственное, что менялся порядок определения ее размера. Последние 15 лет мы привыкли, что есть такая помощь, как субсидия. Поэтому уточним только особенности ее расчета и последние важные изменения.
Условия назначения субсидии на ЖКУ
Напомним, что субсидия – это помощь государства в оплате жилищно-коммунальных услуг. Необходимо сразу отметить, что порядок и условия предоставления субсидии определены на Федеральном уровне, в постановлении Правительства РФ 761 от января 2005 года.
– Порядок и условия предоставления субсидий определены федеральным законодательством: статьей 159 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными ПП РФ от 14.12.2005 № 761, – рассказывает Тамара Оболкина, заместитель начальника управления по социальным выплатам и обеспечению деятельности краевого ведомства. – Почему я на этом акцентирую внимание? Потому что все действия соцзащиты по определению права на субсидию вытекают только из Федерального законодательства.
За назначением субсидии обращаются собственники жилья, либо наниматели жилья.
- Условий для назначения субсидии несколько:
- Регистрация по месту жительства в данном жилом помещении;
- Наличие гражданства РФ, либо тех государств, с которыми заключены соответствующие соглашения (на данный момент это Республика Беларусь и Киргизская Республика).
- Отсутствие задолженности по оплате ЖКУ.
Однако само по себе наличие задолженности не является препятствием для обращения за субсидией, поясняет Тамара Оболкина. В этом случае, граждане могут заключить соглашения с поставщиками ЖКУ о погашении этой задолженности, и обратиться так же в соцзащиту.
– При условии, если они будут выполнять это соглашение по погашению задолженности, и также оплачивать текущие платежи, субсидию назначат. А вот оплата текущих платежей – обязательна!
Субсидия рассчитывается для каждой семьи индивидуально. Нет определенного размера, поэтому семья может иметь право на субсидию в течение всего года, а может – только в месяцы отопительного периода.
Кому-то – поменьше, а кому-то – побольше?
Субсидия определяется как разница между расходами и доходами. Это на первый взгляд простая формула, но сразу оговоримся: расходы, из которых рассчитывается субсидия на оплату ЖКУ это не конкретные расходы вашей семьи. Они определяются исходя из стандарта стоимости ЖКУ. В свою очередь, эти стандарты устанавливаются для каждого муниципального образования.
Стандарт стоимости ЖКУ утверждается в Алтайском крае Управлением по тарифам на основании всех действующих цен. Ознакомиться и рассчитать можно здесь.
Какие доходы учитываются при назначении субсидии?
Отнимаем из расходов стандартной стоимости ЖКУ так называемую максимальную допустимую долю собственных расходов в совокупном доходе семьи на оплату ЖКУ. Это либо 18% либо 22% от совокупного дохода. Стандарт выбирается из среднедушевого дохода семьи.
– Так, если в семье доход на человека приходится до двух включительно величин прожиточного минимума, тогда применяется стандарт 18%, – поясняет специалист управления. – Если свыше двух – 22%. Чтобы было понятно, разберем на примере. Одинокий гражданин с доходом в 20 тысяч рублей. Его доход выше одного прожиточного минимума, но не превышает двух прожиточных минимумов. Поэтому, будет применен стандарт в 18%. От 20 тысяч рублей 18% – 3600 рублей. Стандарт стоимости ЖКУ примерно 4400, отнимаем 3600, соответственно субсидия составит 800 рублей. Но этот стандарт – в месяц отопительного периода.
Летом некоторые граждане не получают субсидию, потому что применяется стандарт без отопления, а он меньше. И гражданин из нашего примера в таком случае субсидию летом получать не будет.
Но не учитываются: единовременные выплаты при рождении ребенка, единовременные выплаты через ПФР, деньги на «подготовку к школе» от президента РФ.
На сегодняшний момент (в соответствии с внесенными изменениями в ФЗ), граждане освобождаются от обязанности предоставления тех сведений, которые соцзащита может получить самостоятельно. Из налоговых органов, пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Центра занятости населения.
Самостоятельно нужно предоставить: сведения о размере стипендии, алименты (в том числе и по соглашениям, без исполнительного листа), доходы без официального трудоустройства. Эти доходы гражданин должен декларировать.
Что нового?
В 2020 году, в апреле, были внесены изменения в 761 постановление: изменился период, за который учитываются доходы для определения права на субсидию. В законодательстве он определен как расчетный период. Это шесть месяцев: и если раньше это были ближайшие 6 месяцев к месяцу обращения за субсидией, то сейчас отчет этих шести месяцев начинается за шесть месяцев до месяца подачи заявления.
Помните, что какое-то время тем, кто уже являлся получателем субсидии, продлевали ее в беззаявительном порядке? Теперь все вновь изменилось:
– Это особенность, с которой все мы с вами столкнулись, – говорит Тамара Оболкина. – Для того, чтобы люди не остались без мер поддержки в период пандемии. Но на сегодняшний момент, все эти суммы будут пересмотрены, после окончания действия субсидии, предоставленной в беззаявительном порядке. Теперь берутся правильные доходы за необходимый период, и пересчитываются. И если расчетный размер вдруг становится меньше: например, вы устроились на работу, получали зарплату в тот период, а до этого – стояли на учете в центре занятости населения. Доход увеличился, и естественно, субсидия будет меньше.
Очень важно! Субсидия не может превышать размер фактических платежей.
Вспомним одинокого человека с зарплатой в 20 тысяч рублей и рассчитанной нами субсидией в 800 рублей. Если его фактические платежи были 2500 рублей, а субсидия получилась практически равная этой сумме, то в дальнейшем все платежи будут сверяться месяц в месяц. И из будущей субсидии переплата будет удержана.
Всё просто: "Берёшь кувалду, бьёшь по пимпочке. Когда чувылкалка отскочит - прикинься ветошью и не отсвечивай".