Всего собрано около трех десятков живописных работ
В выставочном павильоне музея Алтайской духовной миссии представили работы на православную тематику 11 художников. Здесь выставлены работы как столичных художников, так и местных, самобытных. Всего собрано около трех десятков живописных работ.
Картины эти – из частной коллекции. Уже несколько лет ее собирает новосибирский бизнесмен Андрей Ковалёв, галерист, меценат, почетный член Российской академии художеств.

– У него около тысячи работ художников Алтайского края и Республики Алтай. Это огромное, пожалуй, самое большое у нас в Сибири собрание работ, – рассказывает Виктор Буланичев, директор Бийского отделения Демидовского фонда. – Часть своей коллекции он дарит музеям, причем не только провинциальным, но и музею Пушкина, Эрмитажу, Третьяковской галерее. Он откликнулся привезти часть работ и к нам, в Бийск.

Как поясняет Виктор Васильевич, при выборе работ нужно было учесть камерность зала выставочного павильона, поэтому для выставки в Бийске отобрали картины средних размеров. К тому же сделали акцент на работах именно алтайских художников. Из одиннадцати авторов пятеро – алтайские живописцы.
Глядя на полотна, зритель попадает из небольших сел в города, из зимы – в лето, из отчаяния и забвения – в надежду и свет.

Андрей Арестов родился в Новосибирске, но свою творческую биографию во многом связал с Алтаем. Бийчанам знаком как портретист. Его кистью созданы работы портретной галереи «Выдающейся люди Бийска», которая размещена в городском драмтеатре, и галереи «Бийские градоначальники», размещенной в мэрии.
На выставке представлены его картины с тобольскими соборами. В старинный сибирский город художник совершил не одну творческую поездку и показал Тобольск совершенно разным. На одной картине – «Умирающий Тобольск» – на смотрящего будто давит безысходностью серое, в тучах, небо, высота колоколен, а кустарник и покосившиеся домики тянут вниз. И лишь вдали – узкая полоска проглядывающей ясной небесной синевы как бы намекает: не все еще потеряно.
На другой его картине – «Полдень у Софии Тобольской» – мы видим тот же город, но совсем другим. Купола устремляются ввысь, горя на солнце золотом. Все вокруг утопает в зелени. Здесь верят в будущее, стремятся к нему, и как символ этого будущего – маленькая девочка, которую ведут за руку.

Тема православия всегда была близка отечественным художникам, даже в то время, когда, казалось бы, церковь была в изгнании с газетных полос, книжных страниц и больших экранов. Но в искусстве образ храма прочно ассоциировался с образом дома. Это, как сказали бы сегодня, генетическая память.
Вот и на картине Ивана Сорокина «Домой в село Гавриловское» запечатлено возвращение красноармейца с войны. Дата создания картины – 1945 год. И первое, что встречает победителя, – купола церкви.
«Бывал в Пскове, сейчас снова туда захотелось. Все как есть», – общаются меж собой посетители выставки, глядя на пейзажи, которые некогда видели воочию. Взглянуть на такие глазами художника особенно интересно, чтобы сравнить.

Сергей Иваненко, председатель Бийского городского Союза художников Алтая, внимательно рассматривает картины.
– Первое впечатление – очень приятное. Такие благодатные работы, создается настроение торжественности. Душевно и даже духовно, – говорит Сергей Иванович. – Отметил, что стили разнообразные. Представлено 11 художников, у каждого свой взгляд. И выставка вроде бы объединила их одной узкой темой, но в то же время она многогранная. Здесь мастера высокого класса. Вот работы нашего художника Михаила Будкеева – здесь ведь каждый мазочек прочувствован, продуман. Интересно посмотреть работы других. Я как художник для себя отметил определенные моменты.

На выставке не раз подчеркнули: храм – это не просто архитектура, наследие веков. Это прежде всего мироощущение. Да и сами художники говорят: написать храм непросто. Мало срисовать, нужно буквально вложить душу, найти концепцию, понять, что хочется сказать. А когда таких работ несколько, да еще и объединяет их столь знаковое место, как Архиерейское подворье, начинаешь буквально ощущать трепет.

– Это место настолько благостное, что неслучайно здесь проходят такие выставки. В стенах и на этой земле жили святые, – подчеркивает Ольга Першина, председатель Фонда Михаила Евдокимова. – Сюда нужно приходить всей семьей, с детьми. Это очень важно. Когда в мире происходят сложные геополитические события, радостно, что поднимаются такие вечные темы. Это наши истоки.
Выставка будет работать до 17 марта.
"Хорошо, что вас, светила, всех повесили на стенку — Я за вами, дорогие, как за каменной стеной, На Вишне́вского надеюсь, уповаю на Бурде́нку, — Подтвердят, что не душевно, а духовно я больной!"