Бийчане жалуются на сильный запах гари в городе
Темой дня 7 сентября, безусловно, стал пожар в промышленной зоне города, который подобрался к территории Бийского олеумного завода.
Пока официально сверху заявляли, что горит лишь трава, бийчане, пересылали друг другу сообщения «точно из проверенных источников от свата-брата, у которого друг работает там-то и там», что вот-вот может стать совсем горячо, и лучше бы на время покинуть город. Ближе к вечеру слухи стали стихать, и появилась другая тема для обсуждения – дышать в городе оказалась просто нечем.
Бийск буквально накрыл дым, причем запах гари чувствовался даже в Заречье. В пелене не проглядывала телевышка. А при движении со стороны Приобской части в Восточную над городом движение «дымного облака».
Почему сложилась такая ситуация, мы попросили разъяснить независимого эколого Сергея Белоконя, ранее - эколога администрации Бийска.
На самом деле, когда в Бийске только зарождалась оборонка, как раз все было в порядке.
- Это был конец 1950-х – начало 1960-х годов. Бийск тогда был совершенно другим. По сути, город заканчивался около нынешнего котельного завода, - говорит Сергей Белоконь. - И тогда от жилой зоны до промышленной было действительно хорошо выдержанное расстояние. Все экологические нормативы, которые действовали на тот момент, были соблюдены.
С годами город расширялся. Рядом с промзоной появился бийский академгородок, а затем с ним стал «срастаться» старый город через район стройки. Предприятия в свою очередь тоже расширялись, увеличили мощности, и в итого жилая застройка и промзона по сути «встретились» на АБ.
- Поэтому возникает вопрос, почему застройку вели в этом направлении? Ведь по нормативам санитарно-защитная зона предприятий 1-2-го классов опасности, к которым относят наши предприятия оборонки, должна составлять километр. С учетом этого она заканчивается как раз посредине улицы Ломоносова, - говорит Сергей Белоконь. - А тут – и многоквартирные дома, и школы, и садики.
И ладно бы, по словам эколога, все это хотя бы было отгорожено от зоны промышленных предприятий зеленым заслоном. Но ситуация обстоит иначе.
- В промзоне и без того были вырублены деревья под трамвайную линии и автомобильную дорогу, и эти «коридоры» действуют по принципу трубы – по ним «сквозит» как раз на город, - говорит Сергей Белоконь, - так еще и в оставшимся заслоне постоянно проводят вырубки.
Все это накладывается на розу ветров города. В Бийске она переменчивая.
Главных направлений – два: восточное (то есть когда ветер дует с востока) и юго западное (когда воздушный поток идет с юго-запада).
По этой причине, например, на АБ часто приходит неприятный запах очистных сооружений.
СПРАВКА. Низовой ветер дует с гор, причем с ледниковых и постоянно. И, казалось бы, преобладающим направлением должно быть восточное или юго-восточное направление - то есть от гор. Но, спускаясь на равнину, а Бийск уже на равнине, он сталкивается с более глобальным - западным - ветром, поворачивает его вдоль гор (а они расположены подковой с юго-востока), и в итоге формируется вихревое движение, где юго-западное слегка перевешивает. Будь мы чуть ближе к горам, в Бийске преобладал бы восточный ветер, и воздух с промзоны уходил в поля, а будь город чуть дальше от гор - у нас дул бы в основном западный ветер. Но мы оказались в центре "воронки".
- А дальше идет наложение факторов. По розе ветров и по этим вырубленным «коридорам» воздух с промзоны идет на город. Здесь его «тормозят» многоэтажки, а затем от доходит до нашей горы Витамина (которая вообще-то правильно называется приречная терраса) и не всегда преодолевает ее, так и оседая в долине вдоль реки, по которой и вытянут город, - поясняет эколог.
При этом сказывается еще и близость с рекой. По ней воздух идет по течению, то есть в сторону села Фоминского. В итоге встреча двух направлений происходит где-то в районе Зеленого Клина, и тут начинается круговое движение воздушных масс.
Если за день запахи или дым уйти из города не успели, к ночи можно ждать «вторую волну», потому что то, что понемногу рассеивалось в воздухе, будет прибивать к земле. Вечером начинается похолодание, а холодный воздух оседает вниз. Именно поэтому вечером 7 сентября число жалоб на запах гари многократно увеличилось.
Белый Конь, теперь возьми телефон и позвони Красному Коню и объясни ему сколько леса в сэсэсээрии вырубили в этом сосновом бору. Он в эту вырубку не верит! Говорит с детства себя помню, всегда так было и никто лес не вырубал!