Более трех лет автобусный маршрут № 55 в Бийске обслуживали, как выяснилось, нелегально.
Пожалуй, ни один бийский маршрут не отмечался таким количеством скандалов, как 55-й. Его то закрывают, то меняют, то на него не выходят автобусы, а то автобусы и рады бы вывести, да нельзя. В начале мая стало известно: маршрут вновь закрыт. «БР» вспомнил, из-за чего все началось, и узнал, почему все закончилось.
С долгой остановкой
История с 55-м вообще интересная. Маршрут этот — многострадальный, по-другому и не скажешь. Запустить его пытались не раз. Схему маршрута перевозчик Юрий Матусович разработал еще в 2011 году.
Сам предприниматель говорит, что за этим стояла большая работа: нужно было походить по районам пролегания потенциального маршрута, собрать подписи, что автобусы тут нужны, рассчитать возможный пассажиропоток, чтобы определиться с периодичностью выходов.
Документы собрали, передали в мэрию, маршрут запустили. А уже через год, в 2012-м, маршрут закрыли с формулировкой «из-за плохих дорог».
Через пять лет, в 2017 году, о маршруте заговорили вновь. К тому времени была отремонтирована улица Матросова, в планах был ремонт Шадрина. Правда, сам перевозчик говорил, что в его схеме о Шадрина и речи не было. Маршрут должен был пролегать через Зеленый Клин, о чем было условлено с администрацией города. Уже и объявление о запуске маршрута дали, но в мэрии обозначили условие возвращения — 55-й маршрут будет пролегать по Шадрина.
Маршрут построен
По такой схеме перевозчик и работал. Автобусы шли по Шадрина. Параллельно шли суды. Администрация города и перевозчик отстаивали каждый свое видение маршрута № 55. Крайними в этом противостоянии в итоге оказались пассажиры, когда в марте 2019 года автобусы просто не вышли на линию.
Юрий Матусович тогда признавался: мэрию об отказе выходить на маршрут до окончания судебных разбирательств он предупредил, а вот пассажиров не успел. Причина банальна: перевозчик рассчитывал на другой маршрут, а, следовательно, и на другую прибыль. Эта история стала еще одним камнем преткновения в и без того непростых отношениях автопредпринимателя и муниципалитета.
Администрация расторгла договор с предприятием «Авторем», принадлежащим Юрию Матусовичу, от которого его автобусы выходили на маршрут № 55, и через пару недель на него зашли другие перевозчики.
Но через год, в 2020-м, автобусы Матусовича вернулись на маршрут — тот самый, который он отстоял, проходящий через Зеленый Клин. Перевозчик в суде доказал, что должен был работать по той схеме, которую представлял еще в 2017 году, и вернулся на маршрут.
Так маршруты «расплодились»: вернувшийся 55-й пошел через Зеленый Клин, а продолживший существовать маршрут, обслуживаемый другими перевозчиками, и проходящий по Шадрина и Шевченко, присоединил к номеру букву «Ш».
Может себе позволить
Возвращению «коллеги», как деликатно автопредприниматели называют перевозчика с «Авторема», они оказались не рады, ведь тот в очередной раз применил проверенный маркетинговый ход: брал за билет с пассажиров своих автобусов на пару рублей меньше. При этом предприниматели уверяли: дело не столько в благородстве одного перевозчика и жадности других, сколько в нежелании Матусовича работать по привычной для Бийска схеме.
Заключается этот принцип в работе «по кругу», пояснял перевозчик Валерий Попов. Сегодня маршрутки автопредпринимателей работают на прибыльных маршрутах, а завтра — на «социальных», то есть убыточных (например, на маршруте № 10), где в отличие от 23-го или 35-го высокого пассажиропотока нет. Примерно по той же схеме работают и на ПАЗиках. Таким образом, перевозчики обслуживают маршруты разной прибыльности по очереди и находятся в равных условиях.
Юрий Матусович в такой схеме не участвует — его автобусы выходят только на прибыльные маршруты, а социальную нагрузку перевозчик не несет, поэтому и имеет возможность ставить у себя цену за проезд ниже общегородской.
Подчинились закону
Весна 2021 года вновь ознаменовалась скандалом на маршруте. Сначала о том, что автобусы могут уйти с 55-го маршрута заговорили водители, потом — пассажиры, среди которых даже родилось предложение написать петицию в поддержку перевозчика, с которым мэрия в очередной раз собралась расторгнуть договор (так поняли сами бийчане), а затем появилось официальное объявление: любые перевозки по маршруту считаются незаконными до проведения конкурса перевозчиков.
Заявление администрации Бийска выглядело так:
«Дело в том, что в Арбитражном суде Алтайского края было рассмотрено гражданское дело по иску бийских предпринимателей к администрации города Бийска и ООО «Авторем», работающему на маршруте № 55.
Суть требований — признать заключенный ранее муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршруту № 55, недействительным.
Решением суда требование истцов удовлетворены, контракт, заключенный между городской администрацией и ООО «Авторем», признан недействительным.
Определением апелляционной инстанции указанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу».
При этом в мэрии подчеркивали, что транспортной комиссией при администрации Бийска решение об отмене муниципального маршрута № 55 не принималось.
Таким образом, хотя муниципалитет наряду с автопредпринимателями и находился в конфликте с предприятием Матусовича, юридически все выходит так, что мэрия должна подчиниться закону и признать, что никакого контракта с перевозчиком и не было.
Делов-то на полтыщи
«БР» изучил документы суда, чтобы узнать, а в чем собственно причина такого окончания истории (или, можем предположить, лишь очередной ее главы).
Контракт с перевозчиком городской администрации разрывать не пришлось. Его просто признали недействительным. Причина уходит на несколько лет вглубь истории — в 2017 год, когда маршрут возрождался.
Тогда муниципальный контракт на обслуживание маршрута заключили с Матусовичем, а точнее - с его предприятием ООО «Авторем», как с единственным заявителем на оказание данной услуги. В мэрии поясняли: ничего необычного в этом нет — это стандартная практика при заключении контрактов, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В таких случаях, если есть хотя бы один желающий оказать услугу, с ним договор и заключают.
Всего полтысячи за договор, ссылаясь на который перевозчик потом потребует с мэрии многомиллионную компенсацию!
Оказалось, определили эту стоимость просто: посчитали израсходованную на документы бумагу и стоимость диска, как накопителя информации, на котором и был записан контракт в электронном виде. Все, больше никаких затрат со стороны муниципалитета не было. Договор заключили и разошлись.
Какие совпадения!
Но перевозчик Матусович был не единственным, кто хотел бы обслуживать маршрут № 55. В период судебных разбирательств таких, говоривших: «И мы хотим», набралось много. От семи перевозчиков Бийска - индивидуальных предпринимателей Комаровой, Гариной, Фомина, Кондрашова, Зубцова, Синюковой и Манаева - поступило исковое заявление о признании договора между мэрией и ООО «Авторем» недействительным.
Причину они видели в том, что еще в 2017 году мэрия должна была заключить контракт на обслуживание маршрута № 55 только после проведения конкурных процедур, ведь работать на маршруте хотел не только Матусович.
В ответ администрация Бийска подготовила письмо, в котором указала, что при необходимости выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, поступившее от ИП Фомина обращение будет рассмотрено. На собеседованиях в таких случаях говорят: «Мы вам позвоним». И обычно не перезванивают. Вот с перевозчиком, похоже, так и вышло.
Что интересно, история эта с не проведенным вовремя конкурсом и вторым перевозчиком всплыла только летом 2020 года, когда перевозчики подали в суд. Еще бы буквально пара месяцев и срок исковой давности по требованиям о признании сделки недействительной (он определяется в три года), просто истек бы.
И еще одно наблюдение. За несколько месяцев до этого, в феврале 2020 года, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал недействительными изменения контракта между перевозчиком и администрацией города — те самые, в которых мэрия поменяла маршрут с прохождения по Зеленке на маршрут, идущий по Шадрина. До этого перевозчика Матусовича также поддержали и суды других инстанций — сначала арбитражный в Барнауле, затем апелляционный - в Томске. Администрации города, не согласной с вынесенными судами решениями, предложили обратиться с обжалованием дальше — в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Теперь же говорить не о чем, поскольку череда других судов - уже о том, а был ли вообще контракт между мэрией и предпринимателем, сложилась не в пользу Матусовича.
В мае 2021 года недействительность договора между администрацией и перевозчиком подтвердил апелляционный арбитражный суд в Томске, поддержав решение предшествующей инстанции — суда в Барнауле. Сделки, как выяснилось, не было.
P. S. До конца года в Бийске проведут конкурс автоперевозчиков, определив, кто будет обслуживать маршрут № 55. Юрий Матусович заявил о намерении участвовать в нем.
Еще бы проводили эти конкурсы по честному,а не по принципу "кто больше даст"!У всех из перечисленных предпринимателей автобусами делать не чего,они уже на последнем вздохе ездееют технически,да и эстетической стороны смотреть страшно!Все битые,ржавые,в автобусе свинарник,все прокуренно кондукторами,зайти страшно,не то что ехать с одного конца города в другой!!!Как самим приятно в такой обстановке ездить по 15 часов!!!И если бы по утрами по честному проходили механика,больше половины автобусов просто не вышли бы на линию!!!И на секундочку для 55 маршрута,Матусович пригнал новенькие нексты,это тоже о чем то говорит!