В Центре социальной адаптации Бийска всегда рады принять вещи: особенно мужские, зимнюю одежду и обувь.
Еще с 2009 года в Бийске работает Центр социальной адаптации, куда люди без определенного места жительства могут прийти, чтобы получить теплый кров и необходимую помощь. В период сильных морозов востребованность этих услуг выросла почти на 50 %.
Корреспонденты «Бийского рабочего» побывали в Центре, и узнали, как за последние несколько лет изменился образ современного бомжа.
Совсем другие: как бийчане становятся людьми без определенного места жительства
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
В тепле и не в обиде
По словам специалиста по социальной работе Алены Королевой, Центр социальной адаптации рассчитан на 49 койко-мест, и этого вполне достаточно. Несмотря на то, что период пребывания здесь ограничен, персонал учреждения всегда идет навстречу своим постояльцам и тем, кто «зашел на огонек». Например, если на улице мороз, значит, обязательно работает пункт обогрева, и всех желающих в течение дня пускают погреться столько, сколько необходимо. Еще и чаем напоят.
– С 2017 года наш Центр является отделением Бийского дома-интерната для престарелых и инвалидов, - рассказывает Алена Владимировна. - Общая площадь жилых комнат у нас составляет 204,5 м2, то есть, на одного человека 4,1м2, что соответствует нормативам. У наших постояльцев есть комнаты с определенным количеством коек. Отдельно женская палата, рассчитанная на 8 коек, потому что женщин приходит значительно меньше.
Вообще, центр круглосуточный, но прием начинается с 16.00 до 19.00. Будущие жители обязательно проходят алкотестер, осмотр медика, который измеряет давление, осматривает кожные покровы. Потом вновь прибывшие принимают душ, переодеваются в чистое нательное белье, и поднимаются в столовую, где их ждет горячий ужин. Немного освоившись, начинают интересоваться комнатой реабилитации.
– Там у нас находится небольшая библиотека, стоит телевизор, есть настольные игры, шашки и шахматы, - говорит специалист Центра социальной адаптации. - Также составлен план работы, который включает в себя мероприятия, направленные на ослабление стресса у пребывающих, повышение положительного эмоционального настроя. Организовываем и досуг: часы информации, интересных сообщений, поэтические вечера. Стенд оформляется нашими постояльцами в соответствии с праздниками.
Совсем другие: как бийчане становятся людьми без определенного места жительства
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Паспорт, льготы и работа
Кто-то приходит сюда случайно, кого-то отправляют из полиции или соцзащиты, некоторые впервые слышат про такую помощь от товарищей по несчастью. Соблюдая несколько простых условий, бывшие бомжи и нынешние постояльцы Центра социальной адаптации, могут получить шанс начать новый период своей жизни.
Алена Королева, специалист Центра социальной адаптации г.Бийска:
– Вообще, на проживание мы им даем месяц, но если человек в трудной жизненной ситуации: нет паспорта, если оформляем в дом престарелых, восстанавливаем инвалидность, собираем документы на пенсию - то можно остаться у нас и до шести месяцев. Также мы предоставляем возможность получить качественную медицинскую помощь, а временная регистрация по месту пребывания позволяет многим официально устроиться на работу. Мы сотрудничаем с Центром занятости населения, в комнате реабилитации находится их стенд, где представлены доступные вакансии. Также стараемся сами направить человека на работу, если видим, что у него есть достаточная квалификация и мотивация.
Период, который бийчанин, житель близлежащего района или даже другого города, пребывает в Центре, каждый старается использовать с максимальной пользой. Не секрет, что ранее многие бомжи приходили в такие пункты с целью «пересидеть» неблагоприятный погодный период или же отойти от постоянного алкогольного опьянения, отмыться и подлечиться, чтобы потом вновь вернуться в свободную жизнь. Такие тоже остались, но их стало гораздо меньше.
– В 2020 году была оказана помощь 13 клиентам с восстановлением документов, удостоверяющих личность: 21 в восстановлении СНИЛС, 24 - в оформлении страхового полиса, четырем - в подготовке документов для установления группы инвалидности, для получения путевки в дома-интернаты. За прошедший год трудоустроены 37 человек, - сообщается в отчете Центра за истекший период.
В особую категорию здесь выделена работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Психологическая служба центра каждому такому клиенту оказывает экстренную психологическую помощь, а социальная реабилитация таких граждан направлена на восстановление не только их здоровья, трудоспособности, правового положения, но и морально-психологического равновесия, уверенности в себе.
– В 2020 году восемь граждан из данной категории обратились за помощью в Центр. Из них двое социализированы: работают, снимают жилье, один состоит в гражданском браке, - говорит Алена Владимировна.
Выгнала жена - стал бомжом
Как отмечают специалисты Центра социальной адаптации, стать бомжем в нынешнее время может вполне обычный человек, у которого в какой-то момент сложились трудные жизненные условия. Чаще всего, это освободившиеся из тюрьмы, кого никто и ничто не ждет. Кого-то выгнала жена, и пока несчастный ищет работу, деньги на оплату съемного жилья, он может получить здесь кров. Некоторые потеряли документы, лишились работы или квартиры, всякое случается.
В своем большинстве, это мужчины 45+, но есть и молодые. Правда, они, как правило, долго в статусе «без определенного» не задерживаются, им проще устроиться на работу, снять жилье.
На вопрос корреспондента, почему же жизнь так беспощадна чаще всего к мужчинам, здесь отвечают:
– Наверное, женщины поответственнее относятся к своей судьбе.
Хотя и некоторые из тех, кого выгнали злые жены, могут сказать, что этот виток в их жизни был на благо:
– В этом году у нас был молодой человек, у которого были проблемы с семьей, - вспоминает специалист Центра. - Прожил он у нас месяца два: мы ему помогли устроиться на работу, потом он получил первую зарплату, познакомился с девушкой, сейчас они снимают квартиру и живут вместе. Это раньше было, если бомж, то это приговор. Такие же люди, просто некоторые действительно попадают в трудные обстоятельства, поэтому обращаются к нам.
В статусе бомжа все чаще встречаются начитанные, неглупые люди. Один парень, получив все документы, тут же устроился трактористом, и уже достиг определенных крепких позиций в жизни. Кто-то приехал в город на заработки, но в связи с пандемией потерял работу, а денег на обратную дорогу уже нет.
– К нам они тоже приходят, но долго не задерживаются, - говорят здесь.
Совсем другие: как бийчане становятся людьми без определенного места жительства
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
А вот пельменей тут не дают!
И хотя у каждого здесь своя история, в некоторых случаях все же кажется, что некоторым проще смириться со «злодейкой-судьбой».
Андрей, 39 лет:
– Ну, я просто выпивал, расстался с семьей, ребенок остался. Жена попросила уйти, а идти некуда. Пришлось обратиться в соцзащиту. Около месяца тут в этот период нахожусь, а так лет 5 уже. В связи с пандемией стало еще проблематичнее, в основном грузчиком по вызову удается подработать. Если подворачивается работа, куда-нибудь в командировку поехать, то всегда соглашаюсь. Потом отработаю, приезжаю, и не всегда денег, опять же, хватает. Чтобы снять жилье, например. Потому снова обращаешься сюда, идут навстречу и понимают. Но я просвета впереди не вижу, все это от безысходности. Вот, например, и жилье появилось, но нет дров, не могу перезимовать. С дочерью иногда общаюсь, она уже все понимает.
Еще здесь был молодой парень из Томска, приехал искать родственников и оказался без денег и связи. Из Новокузнецка ребята, из Владивостока и Казахстана тоже в разное время находили тут приют.
– Сейчас зима, идти некуда, сюда в алкогольном опьянении не пустят, а на улице смерти подобно оставаться, - рассказывает постоялец Центра. - С любым вопросом обращаемся к персоналу. Душ каждый день - мы в чистоте.
– Питание хорошее: первое, второе и компот, - отвечает один из постояльцев на вопрос: «А как вас кормят?». - Утром бутерброд с маслом и чай. Сегодня борщ давали, кашу, минтай. Нужно стараться продержаться, да и отношение как домашнее.
И тут же с грустью добавляет:
– А вот пельменей тут не дают. Уж очень их хочется.